Ликвидация юридического лица в Украине. Пошаговая инструкция | сpk.ua
Центр правового консалтинга

В законодательстве отсутствуют такие понятия, как «форма» (или «способ») ликвидации юридического лица. Зачастую, их просто используют, как синонимы. При этом формы ликвидации юридических лиц зависят непосредственно от  применяемой процедуры.

Так, ликвидация юридического лица в Украине осуществляется, как в добровольном порядке, в частности по решению собственников, так и в принудительном – по решению суда, когда допущены при создании такого юридического лица неустранимые нарушения (по иску участника или органа государственной власти), или в иных случаях, прямо предусмотренных законом, (по иску органа государственной власти).

Добровольное решение участников юридического лица о его ликвидации может быть принято по любой причине, в частности, в связи с окончанием срока, на который было создано это юридическое лицо, достижением целей его создания или в иных случаях, прямо указанных в его уставе, а также, собственно, по любой иной причине, в том числе и экономического характера, которая побудила участников принять такое решение.

Вместе с тем, законодательно определено, что ликвидация субъекта хозяйствования должна иметь особою процедуру в том случае, если у такого субъекта хозяйствования недостаточно собственных денежных средств и средств, которые могут быть выручены от продажи всех его активов, для выполнения денежных обязательств перед его кредиторами. В этом случае возможна его ликвидация исключительно в судебном порядке через процедуру банкротства. Причем инициатором такой процедуры может быть, как само юридическое лицо (или его собственники, участники), так и его кредиторы в установленных законодательно случаях.

В этой статье мы не будим рассматривать те случаи, когда осуществляется процедура ликвидации юридического лица в принудительном порядке по решению суда, в связи с допущенными при его создании нарушениями, которые невозможно устранить, или в иных случаях, прямо предусмотренных законом.

Поэтому выделим два способа (формы) ликвидации юридического лица, которые зависят от применяемой процедуры, а именно: общую процедуру ликвидации и ликвидацию путем банкротства (признания неплатежеспособности).

В любом случае результатом завершения процедуры ликвидации субъекта хозяйствования является его прекращение, как юридического лица, что имеет следствием прекращение прав и обязанностей такого лица со дня его прекращения (таким днем, по общему правилу, считается день внесения в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица).

В законодательстве нет единого нормативно-правового акта, который бы урегулировал порядок ликвидации юридического лица по общей процедуре. Следует руководствоваться общими положениями Гражданского кодекса Украины и иных законодательных актов, которые содержат отдельные нормы, регулирующие прямо, или касающиеся этой процедуры в отдельных вопросах.

В свою очередь, процедура ликвидации в связи с неплатежеспособностью субъекта хозяйствования урегулирована специальным законом.

Поскольку ликвидация субъекта хозяйствования в процедуре банкротства в полной мере урегулирована специальным законом, то в этой статье речь пойдет в основном об общей процедуре ликвидации.

Так, законодательно определен перечень процедур, которые должен осуществить ликвидатор (ликвидационная комиссия) в процессе ликвидации юридического лица по общей процедуре, и тех правовых результатов, которые он должен достичь, к примеру, взыскать дебиторскую задолженность, рассчитаться с кредиторами, уволить трудовой коллектив и прочие.

Вместе с тем, правовой способ достижения такого результата законодательно, как правило, не определен и ликвидатор (ликвидационная комиссия) имеет своду выбора в принятии решения при выборе определенного способа действий, необходимых для достижения таких результатов. Таким образом, выбор оптимального пути для достижения необходимого результата – это, как правило, зона ответственности внешнего юридического консультанта, привлеченного для сопровождения процедуры ликвидации.

Лицу, не имеющему опыта работы в данной сфере, может показаться, что процедура довольно проста, и незачем преувеличивать ее сложность. Вместе с тем, следует принимать во внимание то обстоятельство, что любая допущенная ошибка при избрании способа действий для достижения искомого результата (к примеру, при увольнении наемного персонала, взыскании дебиторской задолженности и прочих, требующих разрешения, задач) может существенно повлиять на сроки завершения процедуры прекращения юридического лица, в части их увеличения.

Так, осуществление ликвидатором (ликвидационной комиссией) действий для выполнения установленных в законе требований (к примеру, взыскание дебиторской задолженности), которые по своей сути являются законными (к примеру, обращение в суд с иском о взыскании задолженности), но при этом — не оптимальными, если принимать во внимание временные рамки для достижения необходимого результата, могут затянуть процесс ликвидации субъекта хозяйствования на годы.

Поэтому еще до принятия решения о ликвидации следует обратиться к внешним специалистам, имеющим соответствующий опыт работы, которые смогут дать рекомендации относительно совершения оптимальных действий с учетом всех особенностей ликвидируемого субъекта хозяйствования, которые необходимо принять во внимание.

К индивидуальным особенностям ликвидируемого субъекта хозяйствования, которые в обязательном порядке следует учитывать, относятся его организационно-правовая форма, состав участников (резиденты или нерезиденты), количество и особенности правового статуса наемного персонала (лица, пребывающие в декретном отпуске по уходу за детьми до трех лет, и прочие), его финансовое положение, наличие кредитов и займов, неоплаченных векселей и иных долговых ценных бумаг, соотношение активов и пассивов, наличие недоимки по уплате налогов и сборов, установленных обременений на его имущество (таких, как залоги, ипотеки, аресты и прочие), наличие судебных споров, открытых исполнительных производств в отношении такого субъекта хозяйствования, и многие прочие.

Любой субъект хозяйствования, который необходимо ликвидировать, индивидуален и подлежит тщательному предварительному изучению. Большое значение имеет разработка детализированного плана с отражением в нем не только необходимых действий, связанных непосредственно с процедурой ликвидации, но и примерных сроков, необходимых для их реализации.

Проведенный общий анализ положений законодательства позволяет выделить основные юридически значимые действия, которые должны быть совершены в общей процедуре ликвидации юридического лица — субъекта хозяйствования.

Итак, пошаговая инструкция ликвидации юридического лица по общей процедуре в 2016 году может выглядеть следующим образом.

  1. Начало процедуры ликвидации, как правило, связывают с принятием компетентным (полномочным) органом субъекта хозяйствования соответствующего решения о прекращении такого субъекта хозяйствования путем его ликвидации.

При этом следует понимать, что принятию такого решения всегда следует совершение определенных предварительных действий или проведение необходимых мероприятий. В частности, в зависимости от организационно-правовой формы ликвидируемого юридического лица таким компетентным органом, зачастую, является высший орган хозяйственного общества (общее собрание участников, акционеров) или высший орган предприятия, к примеру, частного, (общее собрание учредителей или собственник). Если это высший орган, например, хозяйственного общества, то соответственно необходимо, в установленном законодательно или уставом такого общества (если это не противоречит императивным положениям закона) порядке, созвать и провести общее собрание участников (акционеров). Если речь идет о частном предприятии, то такой порядок должен быть определен уставом самого предприятия.

Требования к содержанию решения о прекращении юридического лица путем его ликвидации.

Решение компетентного органа о прекращении субъекта хозяйствования путем его ликвидации оформляется, как правило, соответствующим протоколом.

При этом существуют установленные законодательно требования в части содержания такого решения. Так, из указанного решения должно быть точно понятно, что высший орган принял решение о ликвидации субъекта хозяйствования.

Также в этом решении компетентный орган ликвидируемого юридического лица должен определить, какой орган будет заниматься ликвидационной процедурой этого субъекта хозяйствования. Обычно, если ликвидируемое предприятие относится к субъектам малого или среднего бизнеса, то есть не обладает значительным количеством активов, большим штатом наемного персонала и прочее, то назначается единоличный орган – ликвидатор, им может быть и действующий руководитель этого предприятия. В иных случаях, назначают коллегиальный орган – комиссию по прекращению (или ликвидационную комиссию). На практике используются оба названия, как синонимы.

Если назначается коллегиальный орган, то в решении обязательно должно быть указано, кто его возглавляет, то есть председатель, и приведен полный поименный (персональный) состав всех его членов.

Кроме всего прочего, в протоколе должны быть указаны полные данные (ФИО) лиц, назначенных ликвидатором или в ликвидационную комиссию (председателя и членов комиссии), а также их индивидуальные налоговые номера.

Законодательно установлено обязательное условие, чтобы компетентный орган, принимающий решение о ликвидации субъекта хозяйствования, также определил порядок и сроки предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому лицу (при этом такой срок не может быть меньше двух месяцев и больше шести месяцев со дня выхода официальной публикации о решении полномочного органа о ликвидации юридического лица). Обычно, это требование закона выполняется достаточно формально.

По общему правилу с момента утверждения ликвидатора или ликвидационной комиссии к ним переходят полномочия по управлению ликвидируемым юридическим лицом, и соответственно уже такой орган будет осуществлять все требуемые законом мероприятия по ликвидации такого юридического лица.

После принятия решения о прекращении юридического лица такое решение в установленном порядке и сроки (три рабочих дня) должно быть зарегистрировано. Для этого оригинал такого решения (или его нотариально заверенная копия) (а в некоторых случаях, к примеру, если решение о ликвидации не содержит информации о ликвидаторе или персональном составе ликвидационной комиссии, и иные документы) подается для государственной регистрации решения о прекращении юридического лица, о чем вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр (далее — ЕГР).

Итак, со дня внесения в ЕГР записи о государственной регистрации решения о прекращении процедура ликвидации юридического лица считается такой, что началась.

  1. Публикация объявления о ликвидации.

После внесения в ЕГР соответствующей записи о государственной регистрации решения о прекращении юридического лица в специализированном средстве массовой информации публикуется объявление о ликвидации субъекта хозяйствования с указанием порядка и сроков предъявления к ликвидируемому юридическому лицу требований его кредиторами.

После того, как процедура ликвидации официально началась, далее алгоритм ликвидации юридического лица выглядит следующим образом.

При этом следует понимать, что нормативно строго не определена очередность всех мероприятий, которые должен осуществить ликвидатор (ликвидационная комиссия) в ходе ликвидационной процедуры, поэтому многие из них осуществляются одновременно. Важно лишь обращать внимание на сроки осуществления некоторых из них, которые определены законодательно.

  1. Уведомление контролирующих органов о принятии решения о прекращении субъекта хозяйствования путем его ликвидации.

Ликвидируемое предприятие подлежит проверке контролирующими органами (налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Украины) относительно соблюдения налогового законодательства по уплате налогов и сборов в бюджет, а также иных обязательных платежей, включая единый взнос, в государственный и местный бюджеты, Пенсионный фонд Украины и в иные фонды государственного общеобязательного социального страхования.

Целью обращения ликвидатора (ликвидационной комиссии) в контролирующие органы является проведение последними соответствующих проверок ликвидируемого лица в части соблюдения им в ходе его хозяйственной деятельности требований законодательства по учету, начислению и уплате в государственный, местный и общеобязательные фонды налогов, сборов и иных обязательных начислений, и соответственно подтверждение факта отсутствия какой-либо недоимки (задолженности) по уплате налогов, сборов и иных обязательных начислений, или, наоборот, определение ее размера.

Для этого закон обязует ликвидатора (ликвидационную комиссию) своевременно предоставить налоговым органам и органам Пенсионного фонда Украины необходимые документы ликвидируемого субъекта хозяйствования, включая первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета.

В результате проведения таких проверок ликвидируемое юридическое лицо должно получить соответствующие справки об отсутствии задолженностей перед бюджетом по таким платежам и о снятии его с учета в этих органах.

Ранее справка фискального органа об отсутствии задолженности по оплате сборов и налогов, справка органов Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по оплате единого социального взноса, были обязательными документами, которые необходимо было подавать вместе с иными документами, определенными законом, для внесения в ЕГР записи о прекращении юридического лица.

Начиная с 2016 года, такие документы не подаются, но это не означает, что ликвидатору (ликвидационной комиссии) можно не проходить проверку у контролирующих органов. Просто в настоящее время регистрационные органы и контролирующие органы имеют возможность обмениваться такой информацией в электронном виде, через, так называемое, «единое окно».

Необходимо отметить, что, как и ранее, так и в настоящее время, процедура проверки контролирующими органами ликвидируемого субъекта хозяйствования и снятие его с учета в этих органах не является формальной и, как правило, требует привлечение ликвидатором (ликвидационной комиссией) для ее сопровождения внешних специалистов с соответствующими навыками (бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, юристов).

Обращаем внимание, что зачастую препятствием для получения результатов проверки и справки о снятии ликвидируемого субъекта хозяйствования с учета в налоговых органах является непредоставление доказательства закрытия ликвидационного счета, что возможно сделать только после проведения всех расчетов с кредиторами. В связи с этим, как правило, результат проведения проверки налоговым органом становится известен только к окончанию ликвидационной процедуры.

Поэтому сроки проведения таких проверок, зачастую, значительны и, прежде всего, это связано не с проведением процедур проверок как таковых, а в большей степени с медлительностью работы самих контролирующих органов и длительностью их внутренних формальных процедур. В частности, значительные сроки отнимает определение даты проведения таких проверок, поскольку для этого требуется включение их в план проверок на текущий год, а для этого, в свою очередь, необходимо провести ряд формальных процедур внутри контролирующих органов, которые, как правило, фискальные органы проводить не спешат.

  1. Взыскание дебиторской задолженности.

Так как, при ликвидации юридического лица нет правопреемников, и прекращаются как обязанности такого лица, так и его права, то ликвидатор (ликвидационная комиссия) должны в установленном порядке осуществить все возможные действия, связанные со взысканием дебиторской задолженности, в том числе и в судебном порядке, уведомив при этом письменно каждого из дебиторов о ликвидации юридического лица — кредитора.

По общему правилу с момента выхода публикации о решении компетентного органа субъекта хозяйствования о его ликвидации считается, что все сроки исполнения ликвидируемым лицом обязательств перед третьими лицами – кредиторами наступили. Поэтому, как правило, в этом случае правовых проблем в вопросе определения того, а могут ли все кредиторы независимо от сроков исполнения обязательств, указанных в договорах, предъявлять свои требования к должнику, который находится в ликвидационной процедуре, на практике не возникает. Ответ в этом случае — да, могут.

Вместе с тем, при взыскании дебиторской задолженности ситуация не такая однозначная.

Так, при взыскании задолженности с дебиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования, у которых сроки исполнения их обязательств перед таким кредитором настали (включая и те обязательства, в которых существует просрочка исполнения обязательств), юридических проблем, как правило, не возникает, кроме самого финансового состояния таких дебиторов и наличия реальной возможности погасить задолженность.

А вот, во взаимоотношениях с дебиторами, у которых сроки исполнения обязательств перед ликвидируемым субъектом хозяйствования (кредитором) должны наступить в будущем, и при этом в договорах прямо не указано, что переход кредитора в ликвидационную процедуру является основанием для их досрочного прекращения (расторжения), действительно могут возникнуть юридические проблемы.

Поскольку в законодательстве нет императивных правил, анализ которых позволяет сделать бесспорный вывод о том, что переход кредитора в обязательстве в ликвидационную процедуру автоматически имеет такие же правовые последствия для всех его дебиторов без исключения, как для кредиторов, то есть, что сроки по всем обязательствам дебиторов (и даже тем, которые должны наступить в будущем) перед таким кредитором следует считать наступившими.

Как не существует однозначной судебной практики, сложившейся по этому вопросу, так и не существует единой практики в виде обычаев делового оборота относительно того, что переход кредитора в ликвидационную процедуру имеет своим юридическим последствием наступление сроков исполнения своих обязательств перед таким кредитором всех его дебиторов без исключения.

Поэтому в случае с такими дебиторами ликвидатору (ликвидационной комиссии) необходимо принимать юридически корректные решения для выхода из сложившейся ситуации и разрешения вопросов, связанных со взысканием с них дебиторской задолженности, или искать иные юридические способы для достижения необходимого результата.

Да, и не всегда просто разрешить вопросы со взысканием дебиторской задолженности даже в тех случаях, когда нет спора относительно того, а наступили ли сроки исполнения дебитором своих обязательств перед таким кредитором.

Следовательно, ликвидатору (ликвидационной комиссии) в вопросах взыскания дебиторской задолженности, зачастую необходимо искать иные правовые пути решения этих проблем, нежели прямолинейное обращение в суд с исками о ее взыскании или о расторжении каких-либо договоров и возмещении убытков.

  1. Увольнение наемных работников, пребывающих в трудовых отношениях с ликвидируемым субъектом хозяйствования.

По общему правилу всех сотрудников ликвидируемого субъекта хозяйствования необходимо в письменной форме предупредить, о грядущем их увольнении по причинам сокращения персонала в связи с ликвидацией такого субъекта хозяйствования в сроки, не менее чем за два календарных месяца до их увольнения. Причем желательно, чтобы у ликвидатора (ликвидационной комиссии) было надлежащее подтверждение об ознакомлении каждого из работников, которых предстоит уволить в будущем, о таком уведомлении. Необходимо отметить, что в этом случае также необходимо письменно уведомить территориальный отдел центра занятости по месту нахождению ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Если в ликвидируемом субъекте хозяйствования создана собственная профсоюзная организация, то необходимо соблюсти все формальные требования законодательства относительно уведомлений/согласований с профсоюзным комитетом действий, связанных с массовым увольнением сотрудников, а также тех сотрудников, которые входят в состав исполнительного комитета первичной профсоюзной организации на таком предприятии.

Важно правильно оценивать примерные сроки ликвидационной процедуры, поскольку, несмотря на то, что хозяйственная деятельность ликвидируемого предприятия прекращается, но у него могут остаться активы, которые требуют отдельного обслуживания, также необходимо учитывать отдельные мероприятия в ликвидационной процедуре, в которых без отдельных работников такого предприятия не обойтись. Поэтому ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен принимать продуманные решения, связанные с увольнением, в отношении таких сотрудников, как  бухгалтер, начальник цеха, электрик, охранники и прочие, в зависимости от специфики состава активов ликвидируемого предприятия.

Также необходимо досконально продумывать то, как поступать с работниками, относящимися к определенным льготным категориям, имеющим установленные законом гарантии дальнейшего трудоустройства на иных предприятиях, в случае их увольнения (к таким категориям относятся беременные женщины, лица, пребывающие в декретном отпуске по уходу за детьми до трех лет, и прочие). Сотрудники, имеющие такие гарантии, могут быть уволены только с обязательным последующим трудоустройством.

К соблюдению прав работников этой категорий следует отнестись с особым вниманием, поскольку при формальном допущении нарушений их прав негативные последствия для ликвидатора (членов ликвидационной комиссии) могут быть различные, вплоть до возбуждения уголовного дела в связи с существенным нарушением трудовых прав. (Порядок и последствия ликвидации организации)

  1. Разрешение вопросов с юридическими лицами, в которых ликвидируемый субъект хозяйствования выступает участником.

Закон обязывает ликвидатора (ликвидационную комиссию) проинформировать участников (собственников) ликвидируемого субъекта хозяйствования о его участии в иных юридических лицах. Это делается с целью принятия решения о дальнейшей судьбе корпоративных прав, которые принадлежат ликвидируемому субъекту хозяйствования.

Как правило, в этом случае такие корпоративные права переуступаются иным лицам, а полученные средства от таких операций направляются на выполнение обязательств перед кредиторами ликвидируемого лица.

Такой способ, как выход из состава участников, используется реже в силу того обстоятельства, что процедура выплаты причитающейся доли лицу, вышедшему из состава участников, не быстрая и поэтому не всегда приемлемая в сложившейся ситуации из-за необходимости завершения процедуры ликвидации в максимально сжатые сроки.

  1. Закрытие всех обособленных подразделений (отделений, представительств и филиалов) ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Закон обязывает ликвидатора (ликвидационную комиссию) предпринять все необходимые меры для закрытия всех обособленных подразделений, открытых ранее ликвидируемым субъектом хозяйствования.

  1. Аннулирование всех ранее выданных ликвидируемому субъекту хозяйствования лицензий и разрешений на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) в ходе ликвидационной процедуры обязан обратиться в соответствующие органы с заявлением об аннулировании ранее выданных лицензий или разрешений на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности ликвидируемым субъектом хозяйствования.

  1. Закрытие, открытых в отношении ликвидируемого субъекта хозяйствования, исполнительных производств.

При выявлении открытых в отношении ликвидируемого субъекта хозяйствования исполнительных производств Ликвидатор (ликвидационная комиссия) в ходе ликвидационной процедуры обязан обратиться в соответствующие органы государственной исполнительной службы с заявлением об их закрытии в связи с ликвидацией должника.

По общему правилу в этом случае все исполнительные производства подлежат закрытию, а погашение задолженности перед кредиторами, по заявлению которых были открыты такие исполнительные производства, осуществляется в ликвидационной процедуре в установленной законом очередности.

  1. Закрытие текущих и депозитных счетов в банковских учреждениях и счетов в ценных бумагах, открытых в депозитарных учреждениях.

Закон обязывает ликвидатора (ликвидационную комиссию) закрыть в банковских учреждениях все текущие (депозитные) счета, которые не будут использоваться в ликвидационной процедуре. Должен остаться только один счет (ликвидационный), который определяется самим ликвидатором.

Следует принимать во внимание, что закрытию текущих счетов ликвидируемого субъекта хозяйствование предшествует процедура их переоформления на ликвидатора, включая и проведение банковским учреждением обязательной процедуры финансового мониторинга. И лишь по завершении такого переоформления распорядителя счетом банк сможет принять от ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) заявление на закрытие счета.

В законодательстве определено, что такие счета должны быть закрыты до окончания срока для принятия претензий от кредиторов. Однако зачастую это требование не соблюдается, особенно в тех случаях, когда существуют аресты, наложенные на денежные средства на счетах, которые своевременно не были сняты государственной исполнительной службой.

При выявлении счетов, на которые наложен арест, ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться к государственному исполнителю с заявлением о направлении копии постановления о закрытии исполнительного производства в банк. Важно, что бы в этом случае такое постановление поступило в банк непосредственно от государственной исполнительной службы, иначе, если такое постановление поступит от ликвидатора, банковское учреждение может отказать в снятии ареста по формальным основаниям, ссылаясь на положения соответствующей инструкции Национального банка Украины.

Также необходимо учесть определенные особенности работы с банковскими учреждениями в том случае, если в ходе ликвидационной процедуры при расчете с кредиторами придется приобретать валюту для выполнения обязательств перед нерезидентами.

Да, и с учетом нестабильности банковской системы в настоящее время следует, очень тщательно подходить к вопросу избрания банковского учреждения, в котором будет открыт ликвидационный счет. Поскольку если у такого банка в последующем возникнут проблемы с платежеспособностью и в него будет введен куратор Национального банка Украины, а в дальнейшем временный администратор, то ликвидационная процедура может быть, по сути, приостановлена в связи с невозможностью использования накопленных средств на счету в таком проблемном банке. Открыть же новый счет и перевести туда средства будет проблематичным. Придется обращаться в суд с соответствующим иском к налоговому органу, о взятии на учет нового счета в качестве ликвидационного, что снова-таки может отразиться на сроках завершения ликвидационной процедуры. А относительно средств оставшихся на счете в проблемном банке придется разрабатывать отдельную стратегию, поскольку законодательно установленный мораторий в таких случаях не позволяет банку осуществлять расчеты со своими кредиторами.

Если у ликвидируемого юридического лица открыты счета в ценных бумагах в депозитарных учреждениях (у так званых хранителей), то такие счета также подлежат закрытию в обязательном порядке, а если на них учитываются ценные бумаги, принадлежащие этому юридическому лицу, то они, как правило, подлежат продаже третьим лицам.

  1. Проведение инвентаризации и оценки активов (имущества) ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Закон обязывает ликвидатора (ликвидационную комиссию) провести инвентаризацию всего имущества ликвидируемого предприятия, а в отделенных случаях и провести его независимую оценку.

Основанием для проведения инвентаризации служит приказ ликвидатора (ликвидационной комиссии) о начале ее проведения, в котором также указывается срок ее проведения и персональный состав инвентаризационной комиссии. Как правило, в ее состав включают трех человек, в частности, самого ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии, бухгалтера и материально-ответственное лицо.

По результатам инвентаризации составляется соответствующая инвентаризационная опись имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования, которое было выявлено и которое числится по документам, но фактически отсутствует. Выявленное имущество может передаваться оценщику для проведения оценки, а по имуществу, которое отсутствует, следует подать заявление в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в связи с возможностью хищения такого имущества.

Оценка имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования проводится обязательно только в случаях, прямо предусмотренных законом.

  1. Реализация имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования и проведение расчетов с его кредиторами.

Одним из самых ответственных этапов в ликвидационной процедуре является этап, на котором ликвидатор (ликвидационная комиссия) рассматривает поступившие от кредиторов требования (причем отдельно каждое требование) и по каждому из них отдельно принимает решение о признании или отказе в принятии. Ликвидатор обязан уведомить каждого из кредиторов о результатах рассмотрения его требований в течение 30 дней с момента получения соответствующих требований от кредиторов.

По результатам завершения обязательных процедур, связанных с инвентаризацией, а в определенных законом случаях, и оценкой имущества (активов) ликвидируемого предприятия, с рассмотрением требований кредиторов, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который и отображает информацию о составе имущества, предъявленных кредиторских требованиях и результатах их рассмотрения.

Этот документ утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. То есть ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен организовать процедуру, определенную законом или уставом, для созыва общего собрания участников (акционеров) (или иного высшего органа, если, к примеру, речь идет о частном предприятии), на повестку дня которого должен быть вынесен вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

По сути, из содержания этого документа определяют дальнейшую процедуру ликвидации этого субъекта хозяйствования.

Так, если у ликвидируемого достаточно денежных средств или активов для выполнения обязательств перед заявившими требования кредиторами, даже в случае, если после этого никакого имущества у него не останется, то процедура ликвидация будет продолжена. В ином случае, если из промежуточного ликвидационного баланса видно, что у субъекта хозяйствования недостаточно собственных денежных средств и средств, которые могут быть выручены от продажи всех его активов, для выполнения денежных обязательств перед заявившими требования кредиторами, то следует обращаться в суд для продолжения процедуры ликвидации через процедуру банкротства.

 

Итак, на основании данных промежуточного баланса и согласно с составленным реестром принятых требований осуществляются расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной законом.

Если у ликвидируемого субъекта хозяйствований не достаточно денежных средств для погашения требований, включенных в реестр, то осуществляется продажа его активов, а вырученные средства используются во взаиморасчетах с кредиторами.

Как правило, такая продажа активов осуществляется с привлечением торгующей организации (биржи) через организованный ею аукцион. В этом случае, зачастую, имущество продается по лотам, а вырученные денежные средства зачисляются на ликвидационный счет и в дальнейшем направляются с учетом определенной очередности на погашение задолженности кредиторам.

  1. Распределение средств и имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования среди его участников (акционеров, собственников).

Оставшиеся после выполнения обязательств перед кредиторами денежные средства распределяются согласно с Уставом ликвидируемого субъекта хозяйствования пропорционально между его участниками (акционерами, собственниками).

Имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования, оставшееся после проведения расчетов со всеми его кредиторами, либо распределяется между его участниками (акционерами, собственниками), либо продается, а вырученные от его продажи средства распределяются между его участниками (акционерами, собственниками).

  1. Утверждение ликвидационного баланса субъекта хозяйствования.

После выполнения всех обязательств перед кредиторами и распределения оставшихся денежных средств и имущества среди участников (акционеров, собственников) составляется ликвидационный баланс (так званного «нулевого» баланса), который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации, и подается в контролирующие органы (соответствующую налоговую инспекцию). При этом процедура утверждения ликвидационного баланса аналогична процедуре утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

  1. Заключительные мероприятия, связанные с процедурой ликвидации субъекта хозяйствования.

Далее остаются исключительно технические мероприятия, которые должен осуществить ликвидатор (ликвидационная комиссия), в частности.

Следует закрыть ликвидационный счет в банке и получить справку о его закрытии.

Все документы по такому юридическому лицу передаются в архив, а печати подлежат уничтожению.

После этого подается соответствующее заявление государственному регистратору с приложением к нему справки из архивного отдела.

Подтверждением, окончания юридической процедуры ликвидации субъекта хозяйствования, является государственная регистрация прекращения такого юридического лица в результате его ликвидации, о чем делается соответствующая отметка в ЕГР (о прекращении и исключении такого юридического лица из ЕГР), на основании поданных ликвидатором (ликвидационной комиссией) документов.

АРТУР НОНКО, к.ю.н., управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга»


Хотите избавиться от лишних забот и временных затрат
при выведении компанию с рынка?

Комплексная услуга: ликвидация и банкротство.


Иные публикации по указанной тематике на нашем сайте:


Другие услуги ЮФ «Центр правового консалтинга» 

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2017. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda

                  

Cайт разаработан компанией SONMAX