Ликвидация предприятия по решению собственников | сpk.ua
Центр правового консалтинга

Планируете прекратить собственный бизнес и не знаете, как правильно это сделать?

Юридическая фирма «Центр правового консалтинга» занимается вопросами ликвидации бизнеса более 12 лет и за это время приобрела значительный практический опыт в этой сфере, опробовав все существующие способы прекращения юридических лиц разных организационно-правовых форм.

Ликвидация субъекта хозяйствования – это самостоятельный способ прекращения юридического лица без правопреемства, то есть когда права и обязанности юридического лица не переходят к третьему лицу (правопреемнику), а прекращаются в полном объеме.

Возможна ликвидация предприятия по решению собственников или  по решению суда, в случае допущения нарушений при создании предприятия, которые нельзя устранить, или в иных случаях, прямо предусмотренных законом.

Если вести речь о процедуре ликвидации предприятия по решению собственников в Украине, то особенности ее проведения во многом зависят от соотношения его активов и пассивов на дату принятия решения о прекращении такого юридического лица в связи с ликвидацией.

Так, если у предприятия достаточно денежных средств или активов для выполнения обязательств перед кредиторами, даже если после этого никакого имущества у такого юридического лица не останется, то в этом случае возможна его ликвидация по общей процедуре. В том же случае, если у субъекта хозяйствования недостаточно собственных денежных средств и средств, которые могут быть выручены от продажи всех его активов, для выполнения денежных обязательств перед кредиторами, то возможна его ликвидация исключительно в судебном порядке через процедуру банкротства.


Ниже рассмотрим практические аспекты общей процедуры ликвидации предприятий по решению собственников.

Общие процедуры, которые должны быть осуществлены при ликвидации предприятий, определены законодательно. Вместе с тем, следует понимать, что законодательно определено, какие правовые вопросы в процессе ликвидации юридического лица должны быть разрешены, например, взыскана дебиторская задолженность, проведены расчеты с кредиторами, уволен трудовой коллектив и прочие, но при этом закон не определяет, каким способом такие вопросы должны быть урегулированы. Соответственно выбор оптимального пути их разрешения – это зона ответственности того юридического консультанта, который сопровождает процедуру ликвидации.

На первый взгляд, может показаться, что все просто и нет ничего сложного в этой процедуре. Вместе с тем, любая допущенная ошибка может существенно замедлить и так не очень быстрый сам по себе процесс прекращения юридического лица. Так, использование для выполнения определенных в законе требований каких-либо, по сути, и правильных юридических инструментов, но при этом не оптимальных с точки зрения оперативности и вообще возможности достигнуть необходимого результата, могут затянуть процесс ликвидации на долгие месяцы, если и вовсе не завести его в тупик.

Поэтому следует уже на начальной стадии, еще до принятия решения о ликвидации, обратиться к профильным юристам, которые имеют соответствующий опыт работы, в том числе и опыт общения с контролирующими органами. Они смогут дать рекомендации относительно оптимального пути закрытия бизнеса, с учетом многих аспектов ликвидируемого субъекта хозяйствования, которые необходимо принять во внимание.

В частности, следует учитывать организационно-правовую форму ликвидируемого субъекта хозяйствования, состав его участников, его финансовое положение, соотношение активов и пассивов, понимать, наличие недоимки по уплате налогов и сборов, установленных обременений на имущество этого юридического лица (залогов, ипотек, арестов и прочего), наличие судебных споров, открытых исполнительных производств в отношении ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также временной фактор урегулирования взаимоотношений с трудовым коллективом и многие прочие.

Это означает, что каждое предприятие, которое подлежит ликвидации, индивидуально и подлежит тщательному предварительному изучению. С учетом этого, большое значение имеет разработка детализированного плана с отражением в нем не только необходимых действий, связанных с процедурой ликвидации, но и временных рамок, в которые такие мероприятия могут быть реализованы.

Анализ положений законодательства позволяет выделить основные юридически значимые действия, которые должны быть совершены в общей процедуре ликвидации юридического лица — субъекта хозяйствования, целью которых является прекращение прав и обязанностей такого ликвидируемого лица.

В частности, общая процедура ликвидации юридического лица начинается с принятия компетентным органом (к полномочиям которого, согласно с уставом такого субъекта хозяйствования или согласно с положениями закона, отнесены вопросы о прекращении юридического лица) решения о прекращении юридического лица в связи с его ликвидацией. Как правило, таким органом является высший орган – общее собрание участников (акционеров) либо собственник (собрание собственников).

Этим решением необходимо также утвердить персональный состав комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии) и ее председателя (или ликвидатора) (с обязательным указанием индивидуальных налоговых номеров этих лиц), которая будет осуществлять все требуемые законом мероприятия по ликвидации такого юридического лица, в связи с чем, к ее председателю и членам или ликвидатору с момента их утверждения переходят полномочия по управлению юридическим лицом.

Закон требует, чтобы собственник, принимая решение о ликвидации субъекта хозяйствования, также определил порядок и сроки предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому лицу (при этом такой срок не может быть меньше двух месяцев и больше шести месяцев со дня выхода официальной публикации о решении полномочного органа о ликвидации юридического лица).

Собственники (участники) юридического лица обязаны в установленном порядке подать решение о прекращении юридического лица для государственной регистрации этого решения, о чем вносится соответствующая запись в ЕГР.

Поскольку ликвидация юридического лица приводит к прекращению не только обязанностей такого лица, но и его прав, то ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен осуществить все возможные действия, связанные со взысканием дебиторской задолженности, в том числе и в судебном порядке, уведомив при этом письменно каждого из должников о ликвидации юридического лица.

Вместе с тем, если во взаимоотношениях между ликвидируемым лицом и его кредиторами вопросов на практике, как правило, не возникает, — по общему правилу, с момента выхода публикации о решении полномочного органа о ликвидации юридического лица считается, что все кредиторы, и даже те, у которых согласно с заключенными ими договорами сроки выполнения обязательств должны наступить в будущем, имеют право, в определенный таким решением о ликвидации этого субъекта хозяйствования срок, заявить свои требования.

В свою очередь, со взысканием задолженности с дебиторов ликвидируемого предприятия, у которых срок выполнения их обязательств перед таким кредитором настал или просрочен, так же проблем, как правило, не возникает. Но, вот, с дебиторами, у которых сроки выполнения обязательств перед кредитором должны наступить в будущем, и в договорах не указано, что они могут быть досрочно прекращены (расторгнуты) или кредитор имеет право досрочно требовать исполнения обязательств в случае, принятия решения о его ликвидации, действительно могут возникнуть проблемы. Это связано с тем, что закон не содержит императивных положений, из которых можно сделать однозначный вывод о том, что принятие решения о ликвидации кредитора в обязательстве, в котором сроки его выполнения должником должны наступить в будущем, имеет своим последствием досрочное наступление сроков выполнения должником такого обязательства. Иначе бы это могло привести к злоупотреблению со стороны кредиторов, имеющих долгосрочные договорные отношения с дебиторами. Так, не имея умысла на прекращение юридического лица, но приняв решение о ликвидации такого кредитора, можно было бы искусственно сокращать сроки выполнения обязательств дебиторами перед таким кредитором. Поэтому в этом случае ликвидационной комиссии или ликвидатору необходимо принимать юридически корректные решения для выхода из сложившейся ситуации и разрешения вопросов, связанных с выполнением такими дебиторами обязательств, сроки по которым еще не наступили.

Ликвидируемое предприятие подлежит проверке контролирующими органами относительно соблюдения налогового законодательства по уплате налогов и сборов в бюджет, а также иных обязательных платежей, включая единый взнос, в ПФУ и в иные фонды государственного общеобязательного социального страхования. В результате проведения таких проверок ликвидируемое юридическое лицо должно получить соответствующие справки об отсутствии задолженностей перед бюджетом по таким платежам и о снятии его с учета в этих органах.

В период пока ликвидатору (ликвидационной комиссии) поступают требования кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования такое лицо должно осуществить ряд мероприятий, в частности:

— закрыть в банковских учреждениях все расчетные счета, которые не будут использоваться в ликвидационном процессе;

— закрыть все обособленные подразделения (отделения, представительства и филиалы);

— обратиться с заявлениями в соответствующие органы лицензирования для аннулирования разрешительных документов (лицензий и разрешений;

— провести оценку и инвентаризацию активов (имущества) такого юридического лица;

— разрешить вопросы с юридическими лицами, в которых такой субъект хозяйствования выступает участником (выйти из состава участников, уступить третьему лицу корпоративные права и прочее);

— обеспечить увольнение наемного персонала с соблюдением всех процедурных требований, определенных трудовым законодательством.

Если ликвидируемым субъектом хозяйствования является акционерное общество, то дополнительно необходимо подать в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку пакет документов по остановке обращения акций, отмене регистрации выпуска акций и аннулировании акций, а также закрыть в депозитарных учреждениях (у хранителей) счета этого эмитента в ценных бумагах.

После того как поступили требования от кредиторов, каждое из таких требований рассматривается ликвидационной комиссией (ликвидатором) и по каждому из них отдельно принимается решение о признании или отказе в принятии. Кредиторы должны быть уведомлены о результатах рассмотрения их требований (о решении ликвидатора или ликвидационной комиссии) в течение 30 дней с момента получения ликвидационной комиссией (ликвидатором) соответствующих требований от кредиторов.

По результатам рассмотрения претензий кредиторов, инвентаризации и оценки активов ликвидируемого лица составляется промежуточный ликвидационный баланс, который и отображает информацию о составе имущества, предъявленных требованиях и результатах их рассмотрения. Этот документ утверждается органом, принявшим решение о ликвидации.

На основании данных промежуточного баланса и согласно с составленным реестром принятых требований осуществляются расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной законом.

Если у ликвидируемого субъекта хозяйствований не достаточно денежных средств для погашения требований, включенных в реестр, то осуществляется продажа его активов, а вырученные средства используются во взаиморасчетах с кредиторами.

После выполнения всех обязательств перед кредиторами составляется ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации, и подается в контролирующие органы (соответствующую налоговую инспекцию).

Имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования, оставшееся после проведения расчетов со всеми его кредиторами, либо распределяется между его участниками (собственниками), либо продается, а вырученные от его продажи средства распределяются между его участниками (собственниками).

Все документы по такому юридическому лицу передаются в архив, а печати подлежат уничтожению.

Подтверждением, окончания юридической процедуры ликвидации субъекта хозяйствования, является государственная регистрация прекращения такого юридического лица в результате его ликвидации, о чем делается соответствующая отметка в ЕГР (о прекращении и исключении такого юридического лица из ЕГР), на основании поданных ликвидатором (ликвидационной комиссией) документов.

АРТУР НОНКО, к.ю.н, управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга»


Хотите избавиться от лишних забот и временных затрат
при выведении компанию с рынка?

Комплексная услуга: ликвидация и банкротство.


Иные публикации по указанной тематике на нашем сайте:


Другие услуги ЮФ «Центр правового консалтинга» 

 

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2017. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda

                  

Cайт разаработан компанией SONMAX