Порядок и последствия ликвидации организации | сpk.ua
Центр правового консалтинга

Ликвидация организации является логическим завершением хозяйственной деятельности юридического лица. К этому шагу следует отнестись с большой ответственностью, поскольку нарушение порядка проведения процедуры ликвидации может стать основанием для привлечения к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности ликвидатора (ликвидационной комиссии) и собственников этой организации, а также к затягиванию проведения ликвидационной процедуры.

Главной проблемой, с которой сталкивается ликвидатор (ликвидационная комиссия), а также собственники юридического лица, которое планируется ликвидировать, — это отсутствие четко установленного порядка проведения ликвидационной процедуры. Тем не менее, законодательством установлены основные требования к такой процедуре и указана последовательность ее проведения. При этом стоит обратить внимание, что организационно-правовая форма юридического лица влияет на порядок и сроки проведения его ликвидации. Так, например, при ликвидации акционерного общества дополнительно ликвидационная комиссия должна произвести приостановление обращения акций, отмену регистрации выпуска акций, разместить информацию о прекращении акционерного общества на сайте такого общества и т.д. Для проведения этих процедур законодательством установлены определенные сроки, нарушение которых затруднит проведение общей процедуры ликвидации или совсем может завести процесс в безвыходную ситуацию.

КАКОЙ ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ?

В ликвидационной процедуре можно условно выделить следующие основные этапы ее проведения:

Подготовительный этап. На этой стадии ее проведения компетентный орган или собственник юридического лица собирает необходимую информацию о текущем финансово-хозяйственном состоянии такой организации, поскольку принять такое решение без предварительного анализа чревато тем, что последствия ликвидации организации будут негативными, в частности, может быть отказ компетентным органом в принятии документов для начала процедуры ликвидации. При изучении документов о состоянии юридического лица, в частности, следует уделить особое внимание дебиторской и кредиторской задолженности, правовому статусу и фактическому наличию активов, порядку приостановления (консервации) производственного цикла по изготовлению продукции, установить количество работающих сотрудников и состояние расчетов с ними, а также количество сотрудников, которые находятся в отпусках по присмотру за детьми, мобилизованных сотрудников и т.д. После сбора и анализа всей информации решение о ликвидации организации может быть вынесено на повестку дня высшего органа юридического лица, к компетенции которого относятся полномочия относительно принятия решения о ликвидации (собственник, общее собрание участников, акционеров и т.д.).

Начало процедуры ликвидации. После завершения подготовительного этапа можно преступать к рассмотрению этого вопроса высшим органом управления организации. Если в таком органе нет единого собственника, который может принять такое решение, то вопрос о ликвидации предприятия может быть отложен на неопределенный срок, что также может отразится на общем состоянии компании.

Если все же решение о ликвидации организации будет принято, то такое решение необходимо надлежащим образом документально оформить, включить в него всю необходимую информацию, в частности: фамилию имя отчество председателя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), их налоговые номера, указать порядок проведения процедуры ликвидации, установить срок для подачи кредиторами своих требований к организации, которая ликвидируется и т.д.

Решение о прекращении юридического лица следует подать государственному регистратору в течении трех рабочих дней с момента принятия такого решения. В случае нарушения этого срока ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа.

Кроме того, стоит отметить, что после внесения изменений в Закон о регистрации юридических лиц, которые вступили в силу в начале 2016 года, функции государственного регистратора могут выполнять нотариусы Украины, что значительным образом способствует ускорению проведению процедуры ликвидации организации, поскольку нет необходимости простаивать километровые очереди, чтобы попасть к государственному регистратору.

Государственный регистратор принимает соответствующие документы о прекращении юридического лица и в течении установленного срока, в случае отсутствия основания для отказа (от двух до двадцати четырех часов), вносит соответствующую информацию в Единый государственный реестр.

Кроме того, информация о прекращении юридического лица публикуется в специальном официальном издании «Бюллетень государственного регистратора».

После обнародования уведомления решения о ликвидации юридического лица все кредиторы могут подавать свои претензии к должнику. Срок обращения с претензиями, как было указано выше, устанавливается высшим органом юридического лица и не может быть меньше двух месяцев и не более шести месяцев. Срок рассмотрения должником претензий кредитора не должен превышать тридцати дней с момента их получения.

Следует учесть, что если должником было принято решение об отказе в удовлетворении претензии кредитора, то такой кредитор должен в течении одного месяца обратится с соответствующим иском в суд. Если кредитор этого не сделает, то у него возникает риск не получить удовлетворение своих денежных требований в ликвидационной процедуре такой организации. Однако и обращение в суд в установленный срок не дает гарантий удовлетворения таких денежных требований, поскольку такие требования удовлетворяются из имущества должника, которое осталось после ликвидационной процедуры, а такого имущества может и не остаться.

Вместе с тем, в зависимости от организационно-правовой формы ликвидируемого юридического лица дополнительно может потребоваться уведомление государственных органов, которые осуществляют контроль над некоторыми видами деятельности.

Так, например, если ликвидируется юридическое лицо в организационно-правовой форме акционерного общества, то в течении десяти рабочих дней после принятия решения о ликвидации ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) подает территориальному органу Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку заявление о приостановлении обращения акций такого акционерного общества. К такому заявлению прилагаются документы, в частности, протокол общего собрания акционеров, на котором было принято решение о прекращении и избрании ликвидатора (персонального состава ликвидационной комиссии) и т.д.

Также не стоит забывать о том, что хозяйственная деятельность ликвидируемой организации подлежит проверке контролируемыми органами на предмет соблюдения законодательства Украины и правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей. Как правило, такие проверки проходят достаточно быстро, кроме проверки налоговым органом, который в связи с постоянными реорганизациями затягивает проведение проверки. Кроме того, налоговый орган для проведения проверки просит предоставить доказательства закрытия ликвидационного счета, что возможно только после проведения всех расчетов с кредиторами. В связи с этим результат проведения проверки налоговым органом будет известен только к окончанию ликвидационной процедуры.

Отдельное внимание следует уделить трудовым правоотношениям ликвидируемого лица и его работников, поскольку такие работники подлежат увольнению в связи с полной ликвидацией предприятия. Увольнение производится с обязательным уведомлением территориального отдела центра занятости по месту нахождению должника.

Однако увольнение сотрудников производится не сразу, как можно подумать, а спустя не менее двух месяцев после предупреждение их об увольнении. К тому же не стоит забывать, что на предприятии помимо ликвидатора (членов ликвидационной комиссии) должны остаться работники, которые будут непосредственно задействованы в ликвидационной процедуре компании. Например, охранник, бухгалтер, начальник цеха, электрик и т.д.

Вместе с тем, некоторые категории работников имеют гарантии даже при полной ликвидации, которые предоставляют им возможность дальнейшего трудоустройства на другом предприятии. К таким категориям работников можно отнести беременных женщин, женщин, которые имеют детей возрастом до трех лет и т.д. Такие работники могут быть уволены только с обязательным последующим трудоустройством. При чем, согласно судебной практике по такой категории дел, между увольнением и трудоустройством таких работников на новое рабочее место не должно быть перерыва, т.е. если работник был уволен сегодня, то завтра он уже должен быть трудоустроен на новом рабочем месте. Нарушение этого требования закона может послужить основанием для обращения работника в суд с требованием о восстановлении его на работе, и взыскания среднемесячной заработной платы за вынужденный прогул. Кроме того, по заявлению работника ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии юридического лица, которые проводили увольнение, могут быть привлечены к уголовной ответственности за существенное нарушение трудовых прав.

Еще одним не маловажным процессом в ликвидационной процедуре является инвентаризация имущества юридического лица, которое ликвидируется. К этой процедуре необходимо подойти также с большой ответственностью, поскольку от ее результатов будет зависеть дальнейшая процедура ликвидации юридического лица. После принятия решения о ликвидации ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии издает приказ о начале ее проведения, определяет срок ее проведения и избирает количественный и персональный состав инвентаризационной комиссии. В ее состав входит сам ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии), бухгалтер, материально-ответственные лица и т.д.. Как правило, такая комиссия состоит из трех членов.

Часто комиссия производит инвентаризацию достаточно поверхностно, без надлежащего выхода по месту нахождения имущества, что в последующем может стать препятствием в осуществлении ликвидационной процедуры, поскольку значительная часть имущества может просто быть не выявлена или, наоборот, выявлено имущество, которое не принадлежит такому юридическому лицу. По результатам инвентаризации составляется соответствующая инвентаризационная опись имущества юридического лица, которое было выявлено и которое отсутствует. Выявленное имущество передается оценщику для проведения оценки, а по имуществу, которое отсутствует, подготавливается заявление в правоохранительные органы для проведения расследования и установления виновных лиц.

Также, не нужно забывать, что к активам предприятия относятся не только товарно-материальные ценности, а и дебиторская задолженность, которая может быть взыскана или реализована в процедуре ликвидации.

Следующим действием, которое необходимо произвести на этом этапе ликвидации – это закрытие текущих (депозитных) счетов в банковских учреждениях, кроме ликвидационного счета, который определяется ликвидатором после принятия решения о ликвидации. Согласно Кодексу такие счета должны быть закрыты до окончания срока для принятия претензий от кредиторов. Однако не всегда получается успеть это сделать в указанные срок, поскольку, на сегодняшний день, у работающей компании могут быть открыты счета в нескольких банках, а на некоторые счета могут быть наложены аресты, которые своевременно не были сняты государственной исполнительной службой. Кроме того, банк после получения решения о ликвидации юридического лица в обязательном порядке обяжет подготовить и передать новую карточку с образцами подписей на распоряжение счетом, а также анкету клиента банка с указанием всей необходимой информации об юридическом лице и новом руководителе. Не обойдется, также, и без финансового мониторинга, который в обязательном порядке проведет банк. И только после окончания всех этих процедур банк сможет принять от ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) заявление на закрытие счета.

Если все же при проведении ликвидационной процедуры были выявлены счета, на которые наложен арест, то ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) в обязательном порядке должен обратиться к государственному исполнителю с заявлением о направлении копии постановления о закрытии исполнительного производства в банк. Следует отметить, что если ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) отвезет такое постановление в банк самостоятельно, то банк не снимет арест, поскольку согласно инструкции такое постановление должно поступить непосредственно от исполнительной службы.

При определении ликвидационного счета ликвидатору следует обратить внимание на то, будет ли такое юридическое лицо в дальнейшем производить покупку валюты для проведения расчетов с кредиторами-нерезидентами. Если такие кредиторы могут появится, то лучше заранее избрать в качестве ликвидационного счета мультивалютный счет. Это позволить избежать трудностей с проведением расчетов с такими кредиторами, поскольку после начала ликвидационной процедуры налоговый орган не примет новый текущий счет на учет, а значит производить расходные операции по нему нельзя. Кроме того, дополнительно стоит обратить внимание на необходимость переоформления банковского контроля по валютным договорам, которые обслуживались в банках, текущие счета которых планируется закрыть в связи с ликвидацией. Этот процесс достаточно трудоемкий, поскольку банк, в котором открыт ликвидационный счет, должен произвести полную проверку законности проведения валютных операций в предыдущем банке. На практике это может занять месяц и более. В связи с этим, для недопущения затягивания процедуры ликвидации, об этом стоит позаботиться заранее и подготовить все копии документов и пояснений.

Кроме того, с учетом непростой ситуацией, которая сложилась в банковском секторе, к избранию банка, в котором будет открыт ликвидационный счет необходимо, также, отнестись с особым вниманием, поскольку последнее время участились случаи банкротства банков, в которых были открыты ликвидационные счета юридических лиц. В этом случае, такие компании становятся заложниками ситуации, поскольку произвести погашение требований кредиторов они не могут. Теперь они сами вынуждены подавать заявления с претензиями к уполномоченному на ликвидацию банка и дожидаться погашения требований, которые согласно закону отнесены в седьмую очередь, на которую, как показывает практика, активов банка не хватает, поэтому получить ожидаемые денежные средства, которые находились на ликвидационном счету, на вряд ли удастся. Более того, если же такая ситуация все же возникла и банк, в котором открыт ликвидационный счет, был признан несостоятельным, то у ликвидатора может возникнуть еще одна проблема в виде невозможности открытия нового ликвидационного счета, поскольку налоговый орган, как уже было указано выше, не может взять на учет новый текущий счет ликвидируемого юридического лица, пока не будут закрыты предыдущие. В таком случае выход один – обращение в суд с требованием взять на учет новый текущий счет. Суды, как правило, такие иски удовлетворяют в полном объеме.

Стоит отметить, что после закрытия счета банки в своем большинстве справки о закрытии счета автоматически не выдают. За такую справку клиенту придётся дополнительно заплатить, размер платы конечно не большой, однако если банков несколько, то сумма может оказаться значительной.

После окончания проведения инвентаризации, оценки выявленного имущества и истечении срока для предъявления претензий, ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) проводит действия по созыву высшего органа юридического лица, на повестку дня которого будет вынесен вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. По сути это главный документ, на основании которого будет проводиться дальнейшая процедура ликвидации предприятия, поскольку из него уже будет понятно — хватит ли активов предприятия для погашения претензий кредиторов или же нет и, в таком случае, необходимо обращаться в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве должника.

Этап реализация имущества ликвидируемого юридического лица и проведение расчетов с кредиторами. На этом этапе ликвидационной процедуры ликвидатор проводит расчеты по признанным претензиям кредиторов, которые подали свои претензии. Следует учесть, что погашение требований кредиторов осуществляется в строгом соблюдении очередности, установленной Гражданским кодексом. Нарушение этой очередности может послужить основанием к привлечению к административной или уголовной ответственности ответственных лиц, т.е. ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии. Поэтому следует составить график очередности оплаты требований кредиторов, что позволит минимизировать риск допущения ошибок. В случаи недостаточности денежных средств для погашения требований кредиторов, ликвидатор организовывает продажу имущества ликвидируемого юридического лица.  Стоит отметить, что процедура продажи должна быть направлена на получение наивысшей цены за такое имущество, однако процедура реализации ликвидационной массы законодательством четко не предусмотрена. Вместе с тем для минимизации рисков рекомендуется проводить продажу ликвидационной массы с привлечением торговой организации (биржа). Для этого ликвидатор (ликвидационная комиссия) заключает с торгующей организацией (биржей) договор на организацию и проведение аукциона по продаже имущества должника. Такое имущество формируется по лотам и выставляется на продажу. Полученные денежные средства зачисляются на ликвидационный счет и направляются на погашение требований кредиторов согласно установленной очередности.

Оставшиеся денежные средства распределяются пропорционально между участниками общества.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что если ликвидируется неприбыльная организация, то распределение оставшихся денежных средств, производится по другим правилам.

Так, например, при ликвидации благотворительных организаций имущество или денежный средства, которые остались после погашения требований кредиторов передается/перечисляются одной или нескольким благотворительным организациям. Порядок передачи такого имущества не определен, поэтому рекомендуется предусмотреть его в уставе благотворительной организации, что позволит оперативно разрешить эту ситуацию.

После погашения требований кредиторов и распределения оставшихся средств ликвидатор (ликвидационная комиссия) проводит мероприятия по организации и проведению высшего органа юридического лица, на повестку дня которого выносится вопрос об утверждении «нулевого» ликвидационного баланса.

Также следует закрыть ликвидационный счет в банке и получить справку об его закрытии.

Кроме того, не стоит забывать о необходимости передачи документов ликвидируемого лица в архивный отдел для долгосрочного хранения. Передача осуществляется на последнем этапе ликвидации компании, поскольку в перечень документов, которые передаются, входят: уставные документы, документы по выплате заработной платы, справки о закрытии текущих счетов, справки о результатах проверок и т.д.

После получения справки с архивного отдела ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) может подавать заявление государственному регистратору для проведения регистрационного действия по прекращению юридического лица. К такому заявлению обязательно необходимо приложить справку из архивного отдела.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента внесения соответствующей записи в ЕГР.

Для подтверждения прекращения юридического лица желательно получить извлечение из ЕГР, которое будет подтверждением окончания ликвидационной процедуры.

Также, как уже отмечалось выше, в случае прекращения юридического лица в организационно-правовой форме акционерного общества, ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) обязательно должен подать территориальному органу Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку заявление о прекращении обращения выпуска акций.

Таким образом, подытожив изложенное выше, можно прийти к выводу, что процедура и порядок ликвидации организации (юридического лица) имеет много особенностей, некоторые из которых были описаны в этой статье, и для их соблюдения собственнику компании необходимо взвешенно подходить к этому процессу, поскольку не соблюдение или игнорирование обязательных процедур и особенностей проведения, некоторых из них, может завести ликвидационную процедуру в тупик, что негативно отразится как на самом собственнике, так и на работниках предприятия и контрагентах ликвидируемого юридического лица.

РОМАН КРАВЧЕНКО, старший юрист ЮФ «Центр правового консалтинга»


Хотите избавиться от лишних забот и временных затрат
при выведении компанию с рынка?

Комплексная услуга: ликвидация и банкротство.


Иные публикации по указанной тематике на нашем сайте:


Другие услуги ЮФ «Центр правового консалтинга» 

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2017. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda

                  

Cайт разаработан компанией SONMAX