Порядок и процедура ликвидации предприятия | сpk.ua
Центр правового консалтинга

Как правильно закрыть бизнес или ликвидировать предприятие – это насущные вопросы, которые сегодня интересуют многих собственников бизнеса в Украине.

Сложная общеполитическая ситуация в стране, финансовый и экономический кризис, непрекращающийся уже более семи лет, нестабильное налоговое законодательство и непрозрачное налоговое администрирование со стороны контролирующих органов, а также нежелание лиц, находящихся у власти, создать равные и конкурентные для всех условия ведения бизнеса, следствием чего является его существенная «тенизация» практически во всех сферах, все эти факторы вынуждают многих предпринимателей, особенно работающих в малом и среднем бизнесе, если и не закрывать его, то, как минимум, задумываться о такой возможности в ближайшей перспективе.


По общему правилу, установленному законодательно, основным способом прекращения любого юридического лица является его ликвидация.

Процедура ликвидации предприятия зависит, прежде всего, от его финансового состояния. Если у субъекта хозяйствования соотношение его активов и пассивов, включая денежные требования по обязательствам предприятия перед третьими лицами, положительное или равное нулю, то его ликвидация возможна по решению собственников по общей процедуре. Вместе с тем, если у предприятия недостаточно активов для выполнения денежных обязательств перед третьими лицами, то возможна его ликвидация в судебном порядке через процедуру банкротства.

Юридическая фирма «Центр правового консалтинга» занимается вопросами ликвидации бизнеса более 12 лет. За это время ЮФ «ЦПК» приобрела значительный практический опыт в этой сфере и опробовала все существующие способы ликвидации юридических лиц разных организационно-правовых форм, как с положительным или «нулевым» соотношением показателей баланса, так и с явными признаками неплатежеспособности.

В этой статье мы выскажем свое мнение относительно общей процедуры ликвидации предприятий, раскроем последовательность действий при ликвидации и их основное содержание.


Порядок ликвидации предприятий в целом нормативно определен. Вместе с тем, следует отметить, что существует множество вопросов, возникающих в процессе ликвидации, которые прямо на нормативном уровне не урегулированы, и лишь практический опыт специалистов, которые уже знакомы с процедурой ликвидации и неоднократно сталкивались с подобными проблемами, позволяет им правильно их разрешать. Отсутствие нормативного регулирования по ряду вопросов – это не единственная трудность, с которой могут столкнуться на практике собственники, принявшие решение о прекращении бизнеса. Все и всегда хотят оперативно закрыть свой бизнес, чтобы со «спокойной душой» переключить свое внимание на иную деятельность или род занятий. Но, к сожалению, система работы контролирующих органов просто не позволяет осуществлять процедуру ликвидации предприятий оперативно. Не редки случаи на практике, когда проверки и, прежде всего, со стороны налоговых органов длятся не один месяц.

Следовательно, для того чтобы не допускать ошибок и тем самым не замедлять и так не очень быстрый сам по себе процесс ликвидации, необходимо обращаться к профильным юристам, которые имеют соответствующий опыт работы, в том числе и опыт общения с контролирующими органами.

Очень важно с самого начала определить оптимальный путь ликвидации бизнеса, приняв во внимание все аспекты ликвидируемого субъекта хозяйствования, в частности такие, как его организационно-правовую форму, состав участников, его финансовое положение, наличие активов и пассивов, их соотношение, определить, обременено  ли имущество такого предприятия залогами (ипотеками), установлены ли какие-либо запреты на его отчуждение (аресты), а также учесть временной фактор урегулирования взаимоотношений с дебиторами и кредиторами, в том числе и с теми, с которыми возникли споры, находящиеся на рассмотрении в судах, и трудовым коллективом, и прочее. (Сколько стоит ликвидировать ООО?)

Поэтому до начала процедуры ликвидации необходимо разработать детализированный план ликвидации предприятия и продумать ряд действий и мероприятий, которые необходимо будет провести, и который бы учитывал все вышеуказанные особенности ликвидируемого юридического лица.

Следует также учитывать, что наличие нормативно определенной общей процедуры ликвидации юридического лица определяет лишь общий алгоритм действий при ликвидации, но не учитывает множество особенностей, которые могут быть связаны со спецификой деятельности или организационно-правовой формой юридического лица, например, банков, страховых компаний, общественных организаций, компаний по управлению активами, акционерных обществ и прочих. Особенности процедуры ликвидации таких юридических лиц могут быть урегулированы на законодательном уровне дополнительно. Более того, особенности ликвидации того или иного предприятия, помимо законодательно установленных правил, также могут детально регулироваться и  положениями уставных документов самого предприятия.

Поэтому каждый случай ликвидации предприятия индивидуален и подлежит тщательному предварительному изучению.

Тем не менее, чтобы сложить общее представление о процедуре ликвидации и особенностях ее проведения, обратимся к общим нормам законодательства.

Так, Гражданский кодекс Украины (статья 104) определяет ликвидацию как один из способов прекращения деятельности юридического лица.

Юридические последствия ликвидации предприятия заключаются в прекращении его прав и обязанностей без правопреемства (перехода его прав и обязанностей к иному юридическому лицу). Подтверждением окончания юридической процедуры ликвидации является внесение соответствующей отметки в ЕГР о ликвидации предприятия и исключении его из ЕГР.


Алгоритм действий при общей процедуре ликвидации юридического лица — субъекта хозяйствования выглядит следующим образом (при этом многие из указанных действий осуществляются параллельно):

1) первым шагом является принятие компетентным органом юридического лица (собственником) решения о ликвидации. Для этого, как правило, проводится общее собрание собственников (участников) юридического лица, которое будет ликвидироваться, и на нем принимается решение о ликвидации. Данным решением также избирается ликвидатор (или ликвидационная комиссия), который непосредственно будет осуществлять действия и мероприятия по ликвидации юридического лица. С момента избрания ликвидатора (ликвидационной комиссии) к нему переходят полномочия и возлагаются функции исполнительного органа юридического лица.

В большинстве случаев в процессе ликвидации предприятия ликвидатором избирают лицо, которое занимало должность директора (исполнительного органа), так как данное лицо уже осведомлено об особенностях всей хозяйственной деятельности такого предприятия.

К основным задачам ликвидатора (ликвидационной комиссии) можно отнести следующие: оценка имеющегося у предприятия имущества (активов), выявление дебиторов и кредиторов юридического лица, осуществление расчетов с ними, принятие мер по уплате долгов ликвидируемого предприятия третьим лицам, составление ликвидационного баланса;

2) после принятия участниками (собственниками) решения о прекращении деятельности (ликвидации) предприятия, следует подать государственному регистратору экземпляр такого решения, принятого компетентным органом юридического лица и оформленного в виде протокола о ликвидации. После чего, государственный регистратор вносит в ЕГР запись о прекращении деятельности юридического лица.

Следует учесть, что вступившая в силу, редакция Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных организаций» (действует с 01 января 2016 года), упростила регистрационные действия. Так, помимо прочих изменений, также был упрощен порядок внесения в ЕГР информации о ликвидации юридических лиц по решению собственников. В частности, существенно сокращен перечень документов для обращения в органы регистрации с целью проведения регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации (из перечня обязательных документов для подачи регистратору были исключены: справка фискального органа об отсутствии задолженности по оплате сборов и налогов, справка ПФУ об отсутствии задолженности по оплате единого социального взноса). Теперь регистрационные органы и контролирующие органы имеют возможность обмениваться такой информацией в электронном виде, через, так называемое, «единое окно»;

3) далее необходимо обратиться к фискальным органам, ПФУ и в другие фонды государственного общеобязательного социального страхования с соответствующими заявлениями о ликвидации предприятия с целью проведения ими внеплановых проверок. В результате таких проверок должны быть получены справки об отсутствии у юридического лица, которое ликвидируется, задолженностей по оплате сборов, налогов и иных обязательных выплат, а также о снятии с учета юридического лица в этих органах. Процедуры, связанные с проверками контролирующих органов и снятием ликвидируемого предприятия с учета, занимают, как правило, значительную часть времени во всей процедуре ликвидации;

4) также необходимо уведомить кредиторов и должников о ликвидации предприятия, и определить сроки и порядок для обращения кредиторами со своими требованиями к ликвидируемому предприятию;

5) следует закрыть в банковских учреждениях расчетные счета, которые не будут использоваться в ликвидационном процессе;

6) необходимо провести процедуру закрытия обособленных подразделений ликвидируемого предприятия таких, как отделения, представительства и филиалы (если таковые имеются).

Решения о закрытии обособленных подразделений принимаются полномочными органами согласно с уставными документами;

7) следует обратиться с заявлениями в соответствующие органы лицензирования для аннулирования разрешительных документов (лицензий, разрешений и прочих);

8) необходимо также осуществить все необходимые действия для урегулирования вопросов, связанных с взысканием задолженности с контрагентов, которые не могут или не хотят добровольно выполнять обязательства перед ликвидируемым предприятием;

9) следует провести оценку и инвентаризацию активов (имущества) юридического лица;

10) одним из важных вопросов, который необходимо разрешить в ходе ликвидации юридического лица, является вопрос увольнения сотрудников, пребывающих в трудовых отношениях с таким юридическим лицом. Сама по себе процедура увольнения работников строго регламентирована законодательно и, прежде всего, зависит от многих обстоятельств, в частности, наличия установленных законодательно льгот у определенных категорий работников (например, наличие на предприятии сотрудников, находящихся в отпуску по уходу за ребенком, не достигнувшим трёх лет (так званом, декретном отпуске), женщин, имеющих детей, не достигнувших трёх лет, и многих прочих). Поэтому очень важно при увольнении наемных работников соблюсти все процедурные требования, установленные законодательно, в частности своевременное предупреждение об увольнении самих работников, уведомление центра занятости о массовом увольнении сотрудников при прекращении (ликвидации) юридического лица и прочие;

11) по результатам рассмотрения претензий кредиторов и определения стоимости имущества ликвидируемого предприятия составляется промежуточный ликвидационный баланс, который и отображает указанную информацию. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации.

Обращаем внимание, что кредиторские претензии (требования), которые были заявлены с пропуском срока для их предъявления, удовлетворяются за счет имущества предприятия, оставшегося после удовлетворения претензий (требований) кредиторов, которые заявили их своевременно. Таким образом, если кредитор по своей вине (халатности) пропустил срок на подачу претензий (требований) к ликвидируемому юридическому лицу и у юридического лица отсутствует имущество, то требования (претензии) такого кредитора останутся не погашенными.

В частности, требования кредиторов, которые не были приняты (удовлетворены) ликвидатором (ликвидационной комиссией) не зависимо от причины отказа в их принятии, или в удовлетворении которых отказано по решению суда, или которые не погашены по причине отсутствия имущества у ликвидируемого предприятия, считаются погашенными;

12) далее осуществляются расчеты с кредиторами согласно с составленным реестром принятых требований. Такие расчеты с кредиторами проводятся в установленном порядке (очередности);

13) также осуществляется продажа активов предприятия (для проведения оплаты по претензиям кредиторов ликвидируемого предприятия);

14) далее составляется ликвидационный баланс ликвидируемого предприятия, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации;

15) оставшееся имущество предприятия после проведения расчетов со всеми его кредиторами согласно с их очередностью, либо распределяется между участниками (собственниками) ликвидируемого предприятия, либо продается, а вырученные от его продажи средства распределяются между собственниками;

16) после этого все документы по предприятию передаются в архив;

17) далее уничтожаются печати и штампы;

18) возможно совершаются и иные действия при ликвидации предприятия как юридического лица.

Выше приведен алгоритм основных действий и мероприятий, связанных с процедурой ликвидации юридического лица, поэтому на практике могут возникать и иные процедурные действия, которые необходимо совершать в ходе ликвидации.

В общей совокупности такой процесс может занять не менее 6-ти месяцев, а иногда и более.

Описанная выше общая процедура ликвидации применима, как правило, для таких субъектов хозяйствования, как общество с дополнительной ответственностью (ОДО), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и частные предприятия (ЧП).


В тоже время, как уже было сказано выше, определенные отличия в процедуре ликвидации есть у акционерных обществ, деятельность которых регулируется специальным законодательством.

В частности, основные отличия процедуры ликвидации акционерных обществ от процедуры ликвидации субъектов хозяйствования иных организационно-правовых форм, которая была приведена выше, прежде всего, заключаются в:

— порядке созыва общего собрания акционеров и принятия решения на таком собрании, порядке раскрытия информации акционерным обществом, как эмитентом ценных бумаг;

— необходимости иметь дополнительные взаимоотношения с Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, что включает в себя составление и подачу пакета документов по остановке обращения акций, отмене регистрации выпуска акций, аннулировании акций и прочее;

— закрытии в депозитарных учреждениях счетов в ценных бумагах и проведении операций в Национальном Депозитарии Украины;

— необходимости, возможно, проведения иных операций, связанных с обращением ценных бумаг.

И это далеко не полный перечень действий, осуществляемых дополнительно в процедуре ликвидации акционерных обществ.


Таким образом, с учетом всего выше сказанного, при принятии участниками (собственниками) концептуального решения о прекращении их собственного бизнеса, им необходимо учитывать следующее.

Во-первых, как сама процедура ликвидации юридического лица, так и ее подготовка занимают определенное время (как правило, не меньше 6 месяцев) и являются трудоемким кропотливым процессом.

Во-вторых, сам процесс ликвидации предприятия требует финансирования, например, оплаты за публикации, связанные с ликвидацией, за рассылку писем с уведомлениями кредиторов о ликвидации, за получение справок, а также обязательных платежей, государственных пошлин.

В-третьих, привлечение внешних консультантов с опытом работы и необходимыми практическими навыками, значительно упростит и ускорит весь процесс, а также нивелирует юридические риски, связанные с последствиями в случае допущения нарушений в самой процедуре ликвидации.

Ведь такие нарушения зачастую происходят, если владелец бизнеса, с целью сэкономить на квалифицированных специалистах, пытается все сделать своими силами, что редко когда приводит к достижению желаемого результата.

АНДРЕЙ КРАВЧЕНКО, юрист ЮФ «Центр правового консалтинга»


Хотите избавиться от лишних забот и временных затрат
при выведении компанию с рынка?

Комплексная услуга: ликвидация и банкротство.


Иные публикации по указанной тематике на нашем сайте:


Другие услуги ЮФ «Центр правового консалтинга» 

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2017. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda

                  

Cайт разаработан компанией SONMAX