Плюсы и минусы объединения громад для инвестиций в с/х землю | сpk.ua
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев
Плюсы и минусы объединения громад для инвестиций в с/х землю

С 2015 года в Украине продолжается процесс добровольного объединения территориальных громад в рамках реформы децентрализации. Суть этого процесса в следующем: населенные пункты (города, села, поселки) объединяются, и путем аккумуляции ресурсов образуют состоятельную административно-территориальную единицу с единственным органом управления в административном центре — объединенную территориальную громаду (ОТГ). Путь укрупнения административно-территориальных единиц прошли многие европейские страны (Франция, Швеция, Финляндия, Италия, Латвия, Польша и т д.). Именно опыт Польши Украина взяла за основу в качестве примера.

Целью реформы является улучшение качества жизни путем создания самодостаточных громад за счет аккумулирования совместных ресурсов и передачи на места полномочий. Не будем анализировать преимущества изменения статуса административно-территориальной единицы для жителей городов, сел и поселков. Нас волнует другой вопрос: чем выгодно такое объединение инвестору?

Земля является одним из важнейших объектов экономических отношений, поскольку с точки зрения экономической теории земля — это одновременно и предмет, и орудие и средство труда! Земля — является ценным природным ресурсом и основой сельского хозяйства.

Украина обладает значительным количеством этого ресурса: 19% европейских сельскохозяйственных угодий находятся в Украине. В настоящее время земля, в том числе сельскохозяйственная, может находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. За коммунальные земли сельхоз назначения, находящиеся в пределах населенных пунктов, отвечают местные советы. Сельскохозяйственными землями вне населенных пунктов, распоряжаются органы Госгеокадастра. То есть, по факту, земля прилегает к населенному пункту, а решения по управлению ею принимаются за сотни километров единоличным решением должностного лица. Нередко мы имеем следующее: земельные ресурсы находятся в одном регионе (и нередко это один массив), но они имеют два органа управления. То есть инвестору нужно решать вопрос о возможности передачи в аренду как с органом местной власти, так и с Госгеокадастром. Нередко их видение различаются, интересы друг друга не учитываются. Инвестор теряет время и, соответственно, ресурсы. По моему мнению, такое распределение полномочий тормозит приход инвестора на определенную территорию.

С целью стимулирования сельских советов к объединению Правительством принято распоряжение, согласно которому Госгеокадастру с 1 февраля 2018 поручено провести инвентаризацию и дальнейшую передачу всех земель с/х назначения из государственной собственности, которые находятся в пределах ОТГ, в собственность громады.

Конечно, ситуацию, на сколько увеличится земельный банк в каждой ОТГ, нужно изучать индивидуально. Уже сейчас можно говорить, что в соответствии с Планом формирования самодостаточных территориальных громад Украины под передачу подпадают около 7,2 млн. га сельскохозяйственных угодий, из них – 2,5 млн. га еще не распределены. В настоящее время приблизительно 387 тыс. га сельхоз угодий уже переданы 251 громаде. Лидерами являются ОТГ следующих областей: Днепропетровская — 70 тыс. га, Полтавская — 34 тыс. га, Одесская — 32 тыс. га, Хмельницкая — 22 тыс. га. Украина уже сделала выбор, поэтому передача земель будет продолжаться и дальше до момента создания последней ОТГ.

Подытоживая, можем сделать вывод, что потенциальный инвестор сельскохозяйственной отрасли получает следующие преимущества от объединения территориальных громад:

— возможность увеличения земельного банка за счет передачи государственных сельскохозяйственных земель в собственность громадам;

— эффективное сотрудничество с местными властями (отвод земли, срок, ставка арендной платы), поскольку советы на местах напрямую заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, ведь успешно работающее предприятие — залог развития территории.

К минусам от объединения громад можно отнести то, что коммуницировать инвестору нужно будет с неопытным органом власти в области управления этими ресурсами (а это и планирование территории, и градостроительное законодательство). Ведь, как правило, в сельских советах есть видение процесса создания ОТГ, однако полномочия, которые им передали, являются для них в новинку. Поэтому, возможно, некоторые процессы изначально будут занимать больше времени. В таком случае инвестору необходимо будет им помогать (разработка детальных планов, сопровождение процесса и т.д). Но для этого ему достаточно заручиться поддержкой опытных юристов, ведь преимущества от создания ОТГ очевидны!

Юрист ЮФ «Центр правового консалтинга»,

Дмитрий Варик

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2018. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda

                  

Cайт разаработан компанией SONMAX