Особенности регистрации и лицензирования небанковских финансовых учреждений | сpk.ua
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев

Особенности регистрации и лицензирования небанковских финансовых учреждений

 На сегодняшний день все учреждения, охватываемых понятием небанковского финансового сектора (кроме профессиональных участников фондового рынка), находятся под пристальным контролем Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг). В пределах своих полномочий он осуществляет государственное регулирование и надзор за предоставлением финансовых услуг небанковскими финансовыми учреждениями, к которым в частности относятся финансовые компании (лизинговые, факторинговые и другие), страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, кредитные учреждения, в том числе кредитные союзы, ломбарды , другие юридические лица исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг.

Поэтому вопрос регистрации финансовых учреждений и выдачи лицензий на осуществление деятельности по предоставлению небанковскими финансовыми учреждениями финансовых услуг относятся к компетенции Госфинуслуг.

Однако, следует отметить, что процедура создания финансового учреждения не исчерпывается только отношениями с государственным регулятором рынка. Анализ положений общих и специальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению различных видов финансовых услуг, дает основания выделить общий порядок создания, получения статуса финансового учреждения и лицензий на определенные виды финансовой деятельности.

Как правило, процедура создания любой финансового учреждения предусматривает следующие этапы: государственной регистрации юридического лица у государственного регистратора; внесение информации о юридическом лице в государственный реестр финансовых учреждений (Реестр) для приобретения ею статуса финансового учреждения; получения соответствующей лицензии (во всех случаях, когда законодательством предусмотрена необходимость получения лицензии для осуществления определенных видов деятельности).

Уже на этапе государственной регистрации актуальны вопросы выбора организационно-правовой формы будущей финансового учреждения, его местонахождение, разработки учредительных документов, формирования уставного капитала, подбора квалифицированных кадров. Для некоторых финансовых учреждений нормативно установлены определенные требования относительно формулировки их наименования. Поэтому стоит более подробно остановиться на этих вопросах.

Финансовые учреждения могут создаваться в любой организационно-правовой форме, за исключением специально определенных, в которых законодательством установлены определенные ограничения, в частности страховых компаний, ломбардов, кредитных союзов и тому подобное.

Особое внимание стоит уделить разработке учредительных документов. Для большинства учреждений таким документом является устав или учредительный договор. Законодательством Украины предусмотрен целый ряд требований к таким документам. Все их необходимо правильно отразить в учредительном документе, поскольку нарушение установленных требований к его содержанию может привести к отказу в государственной регистрации юридического лица или отказа во внесении информации о нем в Реестр. Среди основных особенностей необходимо обратить внимание на такие.

Во-первых, в уставе (учредительном договоре) деятельность по предоставлению финансовых услуг, которые планирует осуществлять финансовое учреждение, должна быть определена как исключительная с учетом требований законодательства. При этом необходимо также учесть возможности совмещения определенных видов финансовых услуг. Исключительное право или другие ограничения относительно предоставления отдельных финансовых услуг устанавливаются специальным законодательством, регулирующим деятельность соответствующей финансового учреждения (например, Законом Украины «О страховании» от 07.03.1996 г.. № 85/96-ВР) и нормативно-правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование рынков финансовых услуг.

Во-вторых, устав (учредительный договор) должен содержать сведения о размере и порядке образования уставного капитала. Что касается размера уставного (паевого) капитала, то он определяется в зависимости от вида финансового учреждения. При этом общей для всех требование о его формирования исключительно денежными средствами.

Также законодательством предусмотрено, что финансовые учреждения должны иметь в собственности или на правах аренды помещения по своему местонахождению, которое указано в их уставных документах. Кроме того, именно по этому адресу должны предоставляться финансовые услуги. Как показывает практика, больше всего вопросов возникает при заключении договора аренды. На что же надо обратить внимание при разработке договора аренды? Прежде всего, договор должен содержать условия, определенные в законодательстве как существенные, и отсутствие которых может повлечь отказ в регистрации финансового учреждения. Среди данных условиях следует выделить следующие: описание самого объекта аренды (помещения) с указанием его основных характеристик, его стоимость с учетом индексации, размер арендной платы с учетом индексации; порядок использования амортизационных отчислений, восстановление арендованного помещения и условия его возврата. Кроме того Госфинуслуг обращает внимание на наличие в договоре условий, предусматривающих обязанности сторон относительно обеспечения пожарной безопасности арендованного имущества, а также наличие схемы с четким определением границ арендуемого помещения.

Следует обратить внимание на то, что является предметом договора аренды. Поскольку, если согласно договору в аренду передается только часть помещения, то в соответствии с позицией Госфинуслуг такое помещение не отвечает требованиям ее нормативно-правовых актов, и как следствие может быть причиной отказа в регистрации финансового учреждения.

Еще одним, не менее важным вопросом является наличие квалифицированных кадров. В финансового учреждения, как у любого предприятия, должен быть руководитель и главный бухгалтер. Но руководитель и главный бухгалтер финансового учреждения должны соответствовать требованиям Госфинуслуг относительно уровня образования, опыта работы и деловой репутации. Кроме того, они обязаны пройти курсы повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности финансового учреждения по типовой программе, утвержденной Госфинуслуг, и сдать экзамен на право осуществлять подобную деятельность. В некоторых случаях ведения бухгалтерского учета может осуществляться на договорных началах аудитором (аудиторской фирмой).

Кроме этого, для успешной регистрации и дальнейшей деятельности финансового учреждения обязательно наличие технического обеспечения (компьютерной техники, соответствующего программного обеспечения), необходимого для предоставления финансовых услуг своим клиентам и обеспечения надлежащего, своевременного учета финансово-хозяйственных операций и представления отчетности. При этом, для некоторых учреждений, например, страховых компаний, администраторов негосударственных пенсионных фондов, кредитных союзов и т.д., Госфинуслуг установлены отдельные, более жесткие требования к программному обеспечению и специального технического оборудования.

Таким образом, после прохождения стандартной процедуры государственной регистрации юридического лица, и обеспечил выполнение всех вышеуказанных требований, можно начинать подготовку документов к следующему этапу регистрации — получение статуса финансового учреждения. Для этого необходимо пройти процедуру внесения информации о юридическом лице в Реестр. На этом этапе также возникает целый ряд вопросов и допускается много ошибок, связанных с подготовкой и оформлением документов. Именно по этому поводу, как показывает практика, большинство заявлений о внесении в Реестр остается без рассмотрения, и документы приходится готовить сначала.

Наибольшего внимания требует подготовка документов, регламентирующих непосредственно деятельность финансового учреждения, а именно: внутренние правила предоставления финансовых услуг и примерные договоры о предоставлении определенных видов финансовых услуг. Содержание этих документов должен учитывать все требования законов Украины и нормативно-правовых актов Госфинуслуг, регулирующих деятельность по предоставлению конкретных видов финансовых услуг.

Поскольку все финансовые учреждения являются субъектами первичного финансового мониторинга, необходимо также обеспечить выполнение требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. Поэтому на этапе подготовки документов для внесения информации о юридическом лице в Реестр должен быть назначен работника, ответственного за проведение финансового мониторинга. К этому сотруднику законодательством также предусмотрены определенные требования к уровню его образования, опыта работы и деловой репутации. В частности, он должен пройти курс повышения квалификации в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. После назначения ответственного работника необходимо подготовить и направить Государственному комитету финансового мониторинга Украины информацию для принятия финансового учреждения на учет и разработать и утвердить правила и программы осуществления финансового мониторинга.

Для получения статуса финансового учреждения заявитель должен подать в Госфинуслуг соответствующее заявление и пакет документов, перечень которых определен нормативно-правовыми актами Госфинуслуг, регулирующих вопросы внесения в Реестр определенных видов финансовых учреждений. При отсутствии замечаний Госфинуслуг в течение месяца с даты поступления всех необходимых документов принимает решение о внесении информации о заявителе в Реестр.

В случае, если для предоставления определенной финансовой услуги необходимо иметь лицензию, финансовое учреждение может оказывать такие услуги только после получения соответствующей лицензии в установленном законодательством порядке. Для некоторых учреждений, для которых исключительным видом деятельности в соответствии с их учредительными документами является деятельность, предоставление которой возможно лишь при условии получения соответствующей лицензии Госфинуслуг, законодательством предусмотрено одновременное представление документов для получения статуса финансового учреждения и для получения соответствующей лицензии. В других случаях сначала необходимо пройти процедуру внесения в реестр, а уже после принятия Госфинуслуг положительного решения, подавать заявление и документы, необходимые для получения определенной лицензии. Срок, в течение которого Госфинуслуг рассматривает документы также составляет тридцать календарных дней.

Таким образом, уже после получения Свидетельства о регистрации финансового учреждения и соответствующих лицензий (в случае необходимости), финансовое учреждение имеет право предоставлять финансовые услуги, указанные в его учредительных документах.

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2018. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda

                  

Cайт разаработан компанией SONMAX