Кредиты в иностранной валюте. Альтернативный взгляд | сpk.ua
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев

Кредиты в иностранной валюте. Альтернативный взгляд

2009-2010 годы отличились существенным ростом количества споров о признании кредитных договоров недействительными.

До последнего времени почти все судебные решения, вынесенные или принятые на уровне Верховного Суда Украины, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел фактически признавали кредиты, предоставленные в иностранной валюте, соответствующими действующему законодательству Украины. Более того, 07.10.2010 года Верховным Судом Украины (судьей Луспенык Д. Д. и главным консультантом отдела обобщения судебной практики управления изучения и обобщения судебной практики Мельник С. П., к. Ю. Н.) Были подготовлены Обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел, возникающих из кредитных правоотношений (2009 — 2010 годы), в которых, в том числе, указано, что «… уполномоченные банки на основании банковской лицензии и письменного разрешения на осуществление операций с валютными ценностями имеют право осуществлять операции по предоставлению кредитов в иностранной валюте … единственным правовым основанием для осуществления банками кредитования в иностранной валюте в соответствии с требованиями статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г.. № 15-93 является наличие у банка генеральной лицензии на осуществление валютных операций, полученной в установленном порядке … ».

Казалось, что на этом вопросов поставлена точка. Однако 17.12.2010 года Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел отклонил кассационную жалобу ОТП «Банк» оставив в силе решение Печерского районного суда г.. Киева (дело 2 552 -1/10 год) и определение Апелляционного суда. Киева (дело № 22-14931), согласно которым кредитный договор о предоставлении кредита в иностранной валюте был признан недействительным. Таким образом, фактически, на уровне высшего специализированного суда появилась противоположная судебная практика, и эпопея о признании кредитных договоров о предоставлении кредитов в иностранной валюте недействительными получила неожиданное продолжение.

В большинстве случаев обращаясь в суд заемщики обосновывали свои исковые требования о недействительности кредитных договоров отсутствием у банков, которые предоставляли такие кредиты, соответствующих индивидуальных лицензий Национального банка Украины, тогда как суды отмечали, что для осуществления таких операций банка достаточно иметь генеральную лицензию, какова письменный разрешение НБУ. При таких обстоятельствах, на наш взгляд, при рассмотрении судебных дел этой категории нуждаются ответы на следующие вопросы:

во-первых, разрешительный документ следует считать генеральной лицензией на валютные операции, выданной НБУ в соответствии с требованиями Декрета № 15-93, и как соотносятся между собой так генеральная лицензия и письменное разрешение на осуществление операций с валютными ценностями, выданный НБУ в соответствии с требованиями статьи 47 Закона № 2121-III;

во-вторых, имеет ли право банк предоставлять валютные кредиты в иностранной валюте, если он письменное разрешение на осуществление операций с валютными ценностями, выданный НБУ в соответствии с требованиями статьи 47 Закона № 2121-III, но не получил индивидуальную лицензию НБУ на предоставление резидентам кредитов в иностранной валюте и / или индивидуальную лицензию НБУ на валютные операции по использованию иностранной валюты на территории Украины как средства платежа согласно части 4 статьи 5 Декрета № 15-93.

Определенная сложность при рассмотрении дел этой категории усматривается также в том, что в судебной практике отсутствует единый подход в применении положений действующего законодательства относительно определения перечня операций, на которые может быть предоставлена генеральная лицензия Национального банка Украины в соответствии с требованиями Декрета № 15-93, и который разрешительный документ должен получить банк, чтобы осуществлять операции по предоставлению резидентам кредитов в иностранной валюте.

По общему правилу банки осуществляют свою деятельность на основании банковской лицензии. На осуществление отдельных операций, предусмотренных Законом № 2121-III, банку необходимо получить разрешение НБУ. Также банку необходимо получить генеральную и индивидуальные лицензии на операции, предусмотренные Декретом № 15-93.

Порядок предоставления разрешения НБУ на банковские операции, перечисленные в статье 47 Закона № 2121-III и генеральной лицензии, предусмотренной Декретом № 15-93, устанавливается Положением о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций, утвержденным постановлением Правления национального банка Украины от 17 июля 2001 года № 275 (далее — Положение № 275). При этом свидетельство НБУ форму письменного разрешения.

Пунктом 5.3. Положение № 275 установлено, что письменное разрешение на осуществление операций с валютными ценностями, перечисленные в настоящем Положении, является генеральной лицензией на осуществление валютных операций согласно Декрету № 15-93. Представляется, что эта норма Положения № 275 не в полной мере согласуется с содержанием частей 1 и 3 статьи 5 Декрета № 15-93. В частности, согласно части 1 статьи 5 Декрета № 15-93 генеральные лицензии могут быть предоставлены на операциях, подлежащих лицензированию в соответствии с Декретом № 15-93. К сожалению, Декрет № 15-93 не содержит перечня валютных операций, требующих получения банками генеральных лицензий, и не содержит отсылочных норм о делегировании полномочий, например НБУ, определять такой перечень валютных операций. Из содержания Декрета № 15-93 следует, что валютными операциями, которые четко указаны как операции, требующие генеральной лицензии, является только операции, связанные с торговлей иностранной валютой (часть 3 статьи 5 и часть 2 статьи 6 Декрета № 15-93 ). Таким образом, в соответствии с положениями Декрета № 15-93 существуют правовые основания считать генеральной лицензией на валютные операции письменное разрешение НБУ на операции, связанные с торговлей иностранной валютой, в том числе операции с наличной иностранной валютой (покупка, продажа, обмен), осуществляемые в кассах и пунктах обмена иностранной валюты банков, торговля иностранной валютой на валютном рынке Украины, торговля иностранной валютой на международных рынках. Что касается других операций, перечисленных в пункте 5.3. Положение № 275 как валютные операции, в том числе и операций по размещению иностранной валюты на валютном рынке (предоставление валютных кредитов является одним из способов размещения иностранной валюты на валютном рынке), письменное разрешение следует рассматривать только как письменное разрешение НБУ, а не как предусмотренную Декретом № 15-93 генеральную лицензию на валютные операции.

Возникает вопрос, имеет ли право банк, получивший письменное разрешение НБУ на валютные операции, не определены Декретом № 15-93 как нуждающиеся получения банком генеральной лицензии НБУ, осуществлять такие валютные операции и не нужно ли ему дополнительно получать индивидуальную лицензию НБУ на валютные операции по предоставлению резидентам кредитов в иностранной валюте и / или индивидуальную лицензию НБУ на валютные операции по использованию иностранной валюты на территории Украины как средства платежа?

Учитывая то обстоятельство, что операция по предоставлению кредитов резидентам в иностранной валюте является валютной операцией, требует получения индивидуальной лицензии НБУ (абзац «в» части 4 статьи 5 Декрет № 15-93), а, в свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 5 Декрета № 15-93 генеральные лицензии выдаются банкам лишь на валютные операции, не требующие индивидуальной лицензии, то есть основания утверждать, что предоставление кредитов резидентам в иностранной валюте является валютной операцией, на осуществление которой генеральная лицензия НБУ не может быть выдана.

Итак, следует считать, что получение банком письменного разрешения НБУ на валютные операции, в том числе и на операции по размещению иностранной валюты на валютном рынке, является достаточным основанием для осуществления валютных операций по предоставлению кредитов резидентам в иностранной валюте с учетом указанного ниже.

Как отмечалось выше, из анализа судебной практики следует, что исковые требования о признании кредитных договоров в иностранной валюте недействительными, как правило, основываются на том, что у банков отсутствовали индивидуальные лицензии НБУ на осуществление валютных операций по «предоставление и получение резидентами кредитов в иностранной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленные законодательством пределы »и / или« использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или залога ».

В соответствии с абзацами «в» и «г» части 4 статьи 5 Декрет № 15-93 индивидуальной лицензии требуют, в частности:

— Валютные операции по предоставлению и получения резидентами кредитов в иностранной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленные законодательством пределы, и

— Валютные операции по использованию иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или залога.

О необходимости получения банками индивидуальных лицензий на валютные операции по предоставлению и получения резидентами кредитов в иностранной валюте, в целом, существует ясность — законодательством не установлены соответствующие пределы, следовательно, соответственно, такую лицензию получать не нужно. Однако вопрос об обязательности получения банками индивидуальных лицензий на валютные операции с «использование иностранной валюты как средства платежа или залога» в случаях, когда речь идет об операциях по предоставлению и получения резидентами кредитов в иностранной валюте, требует детального и всестороннего изучения.

Обосновывая позицию относительно недействительности кредитных договоров в иностранной валюте истцы, как правило, ссылались на то, что предоставление кредита в иностранной валюте является использование ее как средства платежа, как это следует из пункта 1.4. Положение о порядке выдачи Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 14 октября 2004 года N 483 (далее — Положение № 483), согласно которому «использованием иностранной валюты как средства платежа (валютная операция) »является использование иностранной валюты на территории Украины для выполнения любых денежных обязательств или оплаты приобретаемых товаров.

Попробуем ответить на вопрос, какие операции является использованием иностранной валюты как средства платежа в понимании Декрета № 15-93, и есть ли операция по предоставлению банками и получения резидентами кредитов в иностранной валюте операции по использованию иностранной валюты как средства платежа?

Декрет № 15-93 не содержит определения этой операции. Однако как отмечалось выше, в пункте 1.4. Положение № 483 дается определение понятия «использование иностранной валюты как средства платежа (валютная операция)», под которым понимается использование иностранной валюты на территории Украины для выполнения любых денежных обязательств или оплаты приобретаемых товаров. Или, действительно, выполнения любых денежных обязательств в валюте, следует считать использованием иностранной валюты как средства платежа? На наш взгляд, определение понятия «использование иностранной валюты как средства платежа (валютная операция)», приведенное в Положении № 483, не в полной мере учитывает двойственную правовую природу денег и не согласуется с Законом № 2121-III и Декретом № 15-93. В частности, это объясняется следующим.

Двойная правовая природа денег заключается в том, что, с одной стороны, они являются средством платежа, например, когда речь идет об оплате товаров (услуг) и т.д., а с другой — самостоятельным предметом обязательств, например, при кредитных правоотношениях. Так, Закон № 2121-III различает кредитные операции (статья 49 Закона № 2121-III), в которых денежные средства (в том числе и в иностранной валюте) является предметом договорных обязательств, что согласуется с содержанием части 1 статьи 1054 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины), и расчетные банковские операции (статья 51 Закона № 2121-III), в которых денежные средства используются в качестве средства платежа. В частности, в соответствии с пунктом 1.4. «Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте», утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 21 января 2004 года N 22 под понятием «средства денежные» понимается денежная единица Украины, которая выполняет функцию средства платежа и учитывается на счетах в банках.

Из анализа положений Декрета № 15-93 следует, что операция по использованию иностранной валюты как средства платежа по своему содержанию не охватывает операцию по предоставлению кредита в иностранной валюте, и соответственно они являются отдельными не связанными между собой валютными операциями. В частности, как отмечалось выше, абзацами «в» и «г» части 4 статьи 5 Декрета № 15-93 установлено, что отдельных индивидуальных лицензий НБУ потребует:

— Валютные операции по предоставлению и получения резидентами кредитов в иностранной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленные законодательством пределы, и

— Валютные операции по использованию иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или залога.

При этом сторонники недействительности кредитных договоров настаивают на необходимости получения банками индивидуальных лицензий на использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа. Однако такая позиция не согласуется с содержанием части 4 статьи 5 Декрета № 15-93. Так, если предположить, что границы по срокам и суммам кредитов в иностранной валюте были бы установлены, то следуя логике сторонников недействительности кредитных договоров банкам для того, чтобы предоставить валютный кредит, то есть осуществить одну валютную операцию, необходимо было бы получить две индивидуальные лицензии НБУ, обязательность получения которых устанавливается одной и той же нормой Декрета № 15-93. А если развить такой подход дальше и предположить, что НБУ выдал индивидуальную лицензию, например, на предоставление кредитов в иностранной валюте, а в выдаче лицензии на использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа отказал? Получается, что в таком случае банк имея одну лицензию не может осуществлять банковскую операцию, а что же это за лицензия тогда? Поэтому, такая формулировка положений нормативно-правовых актов является недопустимым с точки зрения юридической техники подготовки таких документов.

Из вышеприведенного следует, что Декрет № 15-93 для своих целей разграничивает валютные операции по «предоставление кредита в иностранной валюте» и по «использование иностранной валюты как средства платежа».

В этом аспекте интересна и судебная практика по привлечению лиц к уголовной ответственности за нарушение правил осуществления валютных операции. Напомним, что Уголовный кодекс Украины от 28.12.1960 года, который, за исключением перечня имущества, не подлежащего конфискации по судебному приговору, потерял силу 1 сентября 2001, предусматривал уголовную ответственность за использование без соответствующего разрешения иностранной валюты как средства платежа или залога (статья 80 Уголовного кодекса Украины от 28.12.1960 года). Комментируя эту статью в пункте 3 постановления от 18.04.1997 года № 5 «О практике применения судами законодательства о нарушении правил о валютных операциях» (на сегодняшний день указанное постановление отменено Пленумом ВСУ из-за изменений в законодательстве Украины, но позиция, отраженная в ней, заслуживает внимания) Пленум Верховного суда Украины отметил, что использование валютных ценностей в качестве средства платежа — это расчет ними за товары, услуги, объекты права интеллектуальной собственности и тому подобное. При этом он отметил, что предоставление займа в иностранной валюте не является использованием такой валюты как средства платежа.

Подытоживая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

во-первых, письменное разрешение НБУ на осуществление валютных операций, не предусмотренных Декретом № 15-93, для целей Декрета № 15-93 не является генеральной лицензией Национального банка Украины;

во-вторых, поскольку законодательством не установлены границы по срокам и суммам кредитов в иностранной валюте, для осуществления валютной операции по предоставлению кредитов резидентам в иностранной валюте банкам не нужно получать индивидуальную лицензию НБУ, предусмотренную абзацем «в» части 4 статьи 5 Декрета № 15- 93;

в-третьих, валютная операция по предоставлению кредита в иностранной валюте не является использованием иностранной валюты как средства платежа, и соответственно не требует получения индивидуальной лицензии НБУ, предусмотренной абзацем «г» части 4 статьи 5 Декрета № 15-93;

в-четвертых, получение банком письменного разрешения НБУ на валютные операции, в том числе и на операции по размещению иностранной валюты на валютном рынке, является достаточным основанием для осуществления валютных операций по предоставлению кредитов резидентам в иностранной валюте.

В заключение хотелось бы обратить внимание еще на один из проблемных вопросов, который возникает в судах при рассмотрении дел этой категории. В частности, о возможности уплаты процентов в валюте кредита.

Согласно пункту «г» части 4 статьи 5 Декрета № 15-93 использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа требует индивидуальной лицензии НБУ. При этом в соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 ГК Украины законным платежным средством в Украине является гривна, тогда как иностранная валюта может использоваться в случаях и в порядке, установленном законом. На основании пункта 13 статьи 97 Конституции Украины от 20.04.1978 года и Закона Украины «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» от 18.11.1992 года № 2796-XII (с изменениями и дополнениями) Кабинет Министров Украины в 21.05.1993 года был уполномочен издавать декреты в сфере законодательного регулирования, то есть, Декрет № 15-93 приравнен к законам Украины и согласно статьи 192 ГК Украины может устанавливать особенности использования иностранной валюты как средства платежа.

Абзац «г» части 4 статьи 5 Декрета № 15-93 требует получения индивидуальной лицензии для использования иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или залога. При таких обстоятельствах выплата процентов в иностранной валюте возможна только при условии получения стороной такого кредитного договора индивидуальной лицензии НБУ, предусмотренной абзацем «г» части 4 статьи 5 Декрета № 15-93.

При этом следует обратить внимание также на то, что индивидуальная лицензия может быть выдана и после заключения кредитного договора. Более того, пункт 2.1. Положение № 483 предусматривает, что для получения такой индивидуальной лицензии в НБУ подаются оригиналы или копии документов, на основании которых возникли обязательства в иностранной валюте, а если такие документы отсутствуют — копия бизнес-плана, при реализации которого возникнут указанные обязательства . При таких обстоятельствах, по нашему мнению, сам по себе факт отсутствия индивидуальной лицензии на использование иностранной валюты как средства платежа в стороны кредитного договора, предусматривающего уплату процентов в иностранной валюте, не влияет на действительность условий такого кредитного договора.

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2018. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda

                  

Cайт разаработан компанией SONMAX