Жизненные реалии предпринимательской деятельности вынуждают предпринимателей делать Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Украины настольными книгами.
Нужно отметить, что ответственность за преднамеренное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей является достаточно распространенным преступлением и государство уделяет этому вопросу большое внимание. Государство заинтересовано в том, чтобы раскрытие преступления, предусмотренное ст. 212 УК Украины, было направлено, в первую очередь, на пресечение преступлений в области хозяйственной деятельности, возмещение государству убытков за умышленное уклонение от уплаты обязательных платежей и наказание виновных лиц.
Началом уголовного преследования служебного лица предприятия является возбуждение уголовного дела на основании поводов, перечисленных в ст. 94 УПК Украины. При этом, поводы, перечень которых является исчерпывающим и которые являются основанием для возбуждения уголовного дела, должны иметь достаточные данные о наличии признаков преступления, на что указывает нам ч. 2 ст. 94 УПК Украины. Как правило, уголовные дела по ст. 212 УК Украины возбуждает налоговая милиция или органы прокуратуры на основании собранных материалов – актов проверок о своевременности, достоверности, полноте начисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, составленных налоговыми службами, пояснениями лиц, причастных к хозяйственной деятельности, и другими документами. Указанное обоснование для возбуждения уголовного дела описано в п. 21 постановлении Пленума ВСУ от 08.10.2004 г. за № 15 «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей». С момента возбуждения уголовного дела запускается в действие механизм уголовного преследования на предприятии, учреждении, в организации и начинают проводиться следственные действия.
Таким образом, чтобы лучше подготовится к защите от уголовного преследования, необходимо воспользоваться в первую очередь услугами адвокатов, которые расскажут о ваших правах и обязанностях в таких случаях, выработают дальнейшую линию поведения, тактику и стратегию защиты ваших интересов
Составленный акт проверки налоговой службы несет достаточную информацию для того, чтобы сориентироваться о возможных последствиях, а именно, установить какая ответственность (уголовная или административная) может иметь место в действиях служебного лица предприятия.
Если есть вероятность возбуждения уголовного дела по ст. 212 УК Украины, то необходимо подготовиться к тому, что в ближайшее время на предприятии будет проведен обыск или выемка документов. Для того чтобы эти следственные действия отрицательно не повлияли на хозяйственную деятельность предприятия и дальнейшую судьбу руководства, желательно навести порядок в бухгалтерии, сделать копии первичной бухгалтерской документации, которая может быть изъята. Время для копирования документов, как правило, есть. После возбуждения уголовного дела следователь вправе провести обыск либо выемку, если есть достаточные основания считать, что предметы либо документы, которые имеют значение для дела, находятся у конкретного лица либо в конкретном месте. При проведении обыска либо выемки, в соответствии со ст. 183 УПК Украины, лицо,проводящее эти следственные действия, предоставляет служебному лицу предприятия постановления о добровольной выдаче необходимых документов. При этом, надо обратить внимание на то, что предоставленное постановление следователя о выемке должно соответствовать ст. 130 УПК Украины и в нем должно быть указано следующее: место и время его составления, должность лица, которое выносит постановление, фамилия, дело по которому проводится следственное действие, и обоснование принятого решения, а также статья этого Кодекса, на основании которой принято решение.
При проведении выемки документов следователь составляет протокол согласно ст. 186 УПК Украины. В указанном протоколе должны быть перечислены индивидуальные признаки документа, который изымается на предприятии и это должно быть проконтролировано служебным лицом. К индивидуальным признакам изъятого документа можно отнести его название, содержание, дату составления.
Немаловажную роль при квалификации преступления по ст. 212 УК Украины играет сумма, которая не была уплачена в бюджет или не указана в соответствующих декларациях предприятия. Для квалификации преступления по ст. 212 УК Украины необходимо исходить из установленной налоговой социальной льготы, что указано в действующем Налоговом кодексе Украины. А именно, согласно п. 5 подр. 1 раздела XX «Переходных положений» НК Украины пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 НК Украины налоговая социальная льгота рассчитывается по формуле: минимальная заработная плата на момент совершения преступления умножается на 30 и делится на 100. Пример: минимальная зарплата с 01.01.2011 г. по 01.04.2011 г. составляет 941 гр. Н.С.Л = 941 х 30 : 100 = 282 гр. 30 коп.
Для наличия состава преступления по ч. 1 ст. 212 УК Украины необходимо, чтобы в бюджет не поступила сумма в значительных размерах, т. е. 1000 и более раз превышающая налоговую социальную льготу. С учетом вышеприведенной формулы на сегодняшний день эта сумма составляет: 282,30 коп. х 1000 р = 282300 гр.
Правильно установленная квалификация преступления по ст. 212 УК Украины дает нам возможность в ряде случаев уйти от уголовной ответственности, выполнив перед этим требования ч. 4 ст. 212 УК Украины
Освобождение от уголовной ответственности согласно ч. 4 ст. 212 УК Украины может быть только в том случае, когда:
– лицо, в отношении которого решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности, совершил уклонения от уплаты налогов впервые;
– незаконные действия служебного лица квалифицируются по ч. 1 либо ч. 2 ст. 212 УК Украины;
– служебное лицо, которое подозревается в преступлении по ст. 212 УК Украины, уплатило надлежащие суммы налогов и сборов, а также пеню и финансовые санкции.
При этом, перечисленные элементы освобождения от уголовной ответственности, на основании ч. 4 ст. 212 УК Украины, должны быть совершены до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявления ему обвинения (п. 19 постановления Пленуму ВСУ от 08.10.2004 г. за № 15 «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, собраний, других обязательных платежей»).
При этом надо отметить, что способы защиты в уголовном процессе определяются исходя из конкретных обстоятельств дела.
ВЫВОД:
Началом уголовного преследования служебного лица предприятия является возбуждение уголовного дела. Основания для возбуждения уголовного дела перечислены в ст. 94 УПК Украины. При этом, основания должны иметь достаточные данные о наличии признаков преступления. Для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям на сегодняшний день достаточно, чтобы предприятие или предприниматель не уплатили в госбюджет налоговые обязательства на сумму, эквивалентную 282300 грн.
Василий Андросюк,
партнер ЮФ «Центр правового консалтинга»
Алексей Уколов,
старший юрист ЮФ «Центр правового консалтинга»