Авиационный форс-мажор
“Юридическая практика” №17 от 27 апреля 2010 года. Алексей Насадюк
Извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль вызвало крупнейший коллапс рынка авиаперевозок. По решению Европейской организации по обеспечению безопасности полетов «Евроконтроль» с 15 апреля 2010 года были запрещены полеты в воздушном пространстве большинства стран Евросоюза, а также соседних государств. Только 21 апреля европейские аэропорты в основном восстановили работу. Всего были отменены более 100 тыс. авиарейсов. Из-за действия обстоятельств непреодолимой силы, к которым, безусловно, относится извержение вулкана, миллионы пассажиров не смогли воспользоваться своими авиарейсами и были вынуждены провести достаточно много времени в аэропортах, где им не всегда обеспечивались надлежащие условия пребывания и хотя бы минимальный комфорт.
Авиакомпаниям, кроме прямых убытков, предстоят еще длительные разбирательства с пострадавшими пассажирами несостоявшихся рейсов, многие из которых наверняка захотят получить компенсацию за причиненные неудобства.
Данная ситуация непосредственно касается Украины, воздушное пространство которой было закрыто в связи c последствиями извержения вулкана. Кроме того, многие украинские граждане «застряли» в аэропортах третьих государств или были вынуждены отказаться от поездок. Таким образом, вопросы возможных компенсаций следует рассматривать, исходя из комплексного анализа национального и международного законодательства, регулирующего воздушные перевозки.
Как рассказали старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Наталия Мыкольська и юрист Александр Терещенко, Украина, впрочем, как и все европейские государства, является участницей основополагающих международно-правовых договоров в сфере авиационного права, в частности, Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (ратифицирована в 1992 году), Конвенции об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года (ратифицирована в 2009 году, Монреальская конвенция), а также многих международных соглашений о воздушном сообщении. Положения Монреальской конвенции при этом применяются только к международной воздушной перевозке. На территории Евросоюза, кроме того, применяется Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС «Об установлении общих прав на компенсацию и содействие пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или продолжительной задержки авиарейса и об отмене Регламента № 295/91» № 261/2004 от 11 февраля 2004 года. В соответствии с этим Регламентом, если рейс задержан хотя бы на 5 часов, пассажир имеет право (на свой выбор) либо на возвращение полной стоимости билета, либо при первой же возможности на обратный полет в предыдущий пункт отправления. Если же рейс переносится как минимум на следующий день, у пассажира появляется дополнительное право на проживание в отеле, а также на трансферт.
Упомянутые документы, подчеркивают юристы ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», предусматривают освобождение от ответственности авиакомпаний, если отмена либо задержка рейса вызвана непредвиденными обстоятельствами, которых нельзя было избежать при принятии всех возможных мер. К таким обстоятельствам, в частности, относятся неблагоприятные метеорологические условия и непредвиденные риски безопасности полетов.
При этом, как отмечает Евгений Терещенков, юрист ЮФ «Центр правового консалтинга», обязанность доказывания наличия форс-мажора лежит на авиакомпании, что очень не просто, так как на Украине нет документов, выданных уполномоченными органами (такими, как МЧС и Минтранс), и нет официальных заключений со стороны международных организаций, занимающихся обеспечением безопасности авиаперевозок (в частности Евроконтроль), которые бы подтверждали наличие форс-мажора и, как следствие, невозможность проведения полетов по тем или иным направлениям.
Если пассажир примет решение подавать иск, акцентирует внимание г-н Терещенков, надлежащим ответчиком будет перевозчик, а не аэропорт или туроператор. При этом необходимо учитывать, что исход такого дела зависит от доказательственной базы, иными словами — от того, сможет ли перевозчик обосновать наличие форс-мажорных обстоятельств.