Демпинг или “Допинг”? Ценообразование и конкуренция на рынке юридических услуг.
Управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга», к.ю.н. Артур Нонко:
– На мой взгляд, цена услуг – лишь один из критериев, влияющих на решение клиента, выбирающего юридического консультанта. И этот критерий не всегда является решающим. Самое главное – репутация юридической фирмы и ее сотрудников, а также реальная возможность юридической фирмы выполнить задачи клиента должным образом.
Можно, конечно, предположить, что юридическая фирма с репутацией и опытом, чтобы получить определенную работу, снизит цену, но вряд ли это будет системной политикой компании и демпингом в чистом виде. В любом случае юридическая фирма нуждается в продуманной ценовой стратегии, а стоимость ее услуг должна формироваться с учетом тенденций рынка и полагаться на разумное соотношение между сложностью услуг, расходами на их предоставление и процентом доходности компании.
Итак, вопрос демпинга следует решать не путем нормативного или иного регулирования. Свободный рынок услуг – лучший регулятор. Если же юридическая фирма не может конкурировать с другими по цене и считает, что все вокруг демпингуют, то решение проблемы следует искать, во-первых, в собственных расходах такой компании, а во-вторых, в изменении ценовой политики.
Газета “Правовая неделя” №14 от 06 апреля 2010 года.