Некоторые аспекты налогообложения больших плательщиков налогов – как это может быть
“Юридическая практика” №43 от 26 октября 2010 года
В последнее время на страницах прессы появилось большое количество аналитических материалов критического содержания относительно изменений в сфере налогообложения, предлагаемых проектом нового налогового кодекса. Хотелось бы указать и на позитивные аспекты, которые заложены в указанном документе, на примере больших плательщиков налогов в разрезе налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Законодатель, руководствуясь позитивными для плательщиков налогов намерениями с целью упрощения учета, ввел в проект нового налогового кодекса положения об унификации учета, который должны вести плательщики налогов, что, по-сути, означает отказ от ведения налогового учета по налогу на прибыль. Проектом предусмотрено, что плательщики налогов обязаны вести бухгалтерский учет временных и постоянных налоговых разниц, определенных по методике, утвержденной Министерством финансов Украины, и бухгалтерский учет доходов и затрат. Это в значительной степени должно облегчить работу персонала, отвечающего за налоговый и бухгалтерский учет у плательщиков налогов, что особенно важно для больших плательщиков налогов, где ведение двойного учета влечет значительное увеличение затрат на персонал.
Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что такая унификация несет в себе и значительные риски для плательщиков налогов, если в проект нового налогового кодекса не будут внесены изменения. В частности, как следствие сближения налогового и бухгалтерского учета проект налогового кодекса содержит значительное количество норм, которые являются отсылочными к положениям подзаконных актов, как правило, Министерства финансов Украины, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета. Как пример можно указать на следующие положения проекта налогового кодекса, содержащие отсылку на правила ведения налогового учета, устанавливаемые подзаконными нормативно-правовыми актами, а именно: доходы и расходы определяются на основании первичных документов, которые подтверждают получение плательщиком налога доходов, обязательность ведения учета и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета; дата получения определенных доходов определяется согласно с положениями (стандартами) бухгалтерского учета; датой увеличения расходов плательщика налога – дебитора от осуществления кредитно-депозитных операций является дата определения процентов, определенная в соответствии с правилами бухгалтерского учета; оценка убытия запасов производится по методам, установленным соответствующим положением (стандартом) бухгалтерского учета; определение курсовых разниц от пересчета задолженности, выраженной в иностранной валюте, и иностранной валюты осуществляется согласно с положениями (стандартами) бухгалтерского учета и т.д. Такой подход законодателя заведомо создает предпосылки для того, чтобы Кабинет Министров Украины и/или Министерство финансов Украины через подзаконные акты фактически осуществляли корректировку базы налогообложения и/или объектов налогообложения, внося изменения в нормативные акты, регулирующие правила ведения бухгалтерского учета, что в целом не допустимо и противоречит Конституции Украины, и может иметь для плательщиков налогов самые негативные последствия. Поэтому необходимо до минимума сократить наличие подобных положений в проекте налогового кодекса.
Плательщикам налогов необходимо осуществить анализ своей деятельности и самостоятельно ответить на вопрос, какое влияние на их хозяйственную деятельность окажет отказ законодателя от определения момента начисления доходов по одному из событий (отгрузка товаров или оплата) и введение метода начисления, согласно с которым начисление доходов для всех категорий плательщиков налогов будет связано с датой перехода права собственности на товар, что, как правило, связано с отгрузкой товаров покупателю. При этом, по общему правилу, период отражения расходов плательщиков налогов связан с датой начисления доходов, для получения которых осуществлены такие расходы. В целом же такие правила не должны усложнить осуществление хозяйственной деятельности большим плательщикам налогов, а во многом, возможно, и упростить финансовое и налоговое планирование их деятельности.
Определенную свободу плательщики налогов получат относительно возможности выбора метода начисления амортизации для налогообложения, который определяется плательщиком налогов приказом об учетной политике с целью составления финансовой отчетности, и может пересматриваться в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования. Вместе с тем, законодатель не дает плательщикам налогов полную свободу выбора, устанавливая определенные ограничения по срокам амортизации и методам начисления амортизации в зависимости от группы активов.
Законодатель устанавливает несложные правила налогообложения дивидендов, определяя, авансовый платеж по налогу, уплаченный в связи с начислением/уплатой дивидендов, как часть налога, который учитывается в сумме налоговых обязательств за отчетный период. Что само по себе может быть позитивным фактором для детенизации процессов получения доходов акционерами больших плательщиков налогов.
Для плательщиков налогов, которые осуществляют производство товаров (работ, услуг) с длительным (более одного года) технологическим циклом производства, в том случае если договорами не предусмотрено поэтапную их передачу, предусмотрены вполне комфортные правила, позволяющие им соразмерно по мере их производства отображать и доходы и затраты, связанные с производством таких товаров. Удобными в этом случае для плательщиков налогов являются и правила по налогу на добавленную стоимость, согласно с которыми датой возникновения налоговых обязательств исполнителя долгосрочных договоров является дата фактической передачи исполнителем результатов работ по таким договорам без привязки к моменту получения исполнителем оплаты. Такие правила налогообложения деятельности плательщиков налогов, связанной с производством товаров (работ, услуг) с длительным (более одного года) технологическим циклом производства, должны стимулировать развитие таких предприятий и увеличение их количества.
Не будет теперь препятствием налоговое законодательство и для процессов слияния и поглощения. В частности, положениями проекта кодекса установлено, что операции по передаче активов между плательщиками налогов в пределах процедур реорганизации, в том числе слияния, присоединения, деления, выделения и преобразования, не приводят к возникновению доходов по налогу на прибыль. В свою очередь, такие операции также не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Что также должно позитивно отразиться на оптимизации бизнес процессов у больших плательщиков налогов.
Определенные стимулы предусмотрены для плательщиков налогов, которые будут внедрять энергосберегающие технологии. В частности, по налогу на прибыль устанавливается определенное понижение размера налога, что подлежит уплате в бюджет. В свою очередь, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу на таможенную территорию Украины энергосберегающего оборудования и т.д.
Если будут на практике реализованы в полной мере положения проекта кодекса, касающиеся автоматического возмещения налога на добавленную стоимость, то в целом добросовестные плательщики налогов смогут в разумные сроки получать возмещение, тем самым решая свои проблемы с недостатком оборотных средств.
Особо хотелось обратить внимание на положения проекта кодекса, которые по своей сути не вполне соответствуют общим принципам налогового законодательства, устанавливаемым тем же проектом кодекса, в частности принципу равенства всех плательщиков перед законом, но при этом если они не будут изменены и вступят в силу, то позволят большим плательщикам налогов довольно просто решать одну из проблем деятельности – определение обычной цены. Так, предусматривается, что большие плательщики налогов будут иметь возможность в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины, заключать с центральным органом государственной службы договор о ценообразовании для целей налогообложения, в котором будут содержаться методика определения обычной цены или вообще установлены обычные цены для таких плательщиков налогов.
Конечно же, это предварительные и очень обобщенные выводы, сделанные без учета специфики деятельности больших плательщиков налогов, а проект налогового кодекса требует более глубокого системного анализа. Вместе с тем, существуют основания полагать, что проект нового налогового кодекса устанавливает не только негативные для плательщиков налогов правила, но и содержит ряд позитивных положений, которые должны если не содействовать, то, как минимум, не препятствовать развитию хозяйственной деятельности добросовестных плательщиков налогов.
НОНКО Артур – к.ю.н., управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга»