Статус юридических лиц зарегистрированных согласно законодательству Украины на территории Крыма.
На сегодняшний день актуальным является вопрос статуса юридических лиц, которые были зарегистрированы согласно законодательству Украины на территории Крымского полуострова до его принятия в состав Российской Федерации.
Украинское законодательство определяет территорию Крымского полуострова как временно оккупированную территорию Украины с особым правовым режимом. Закон Украины “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины” определяет статус территории, временно оккупированной в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, устанавливает особый правовой режим на этой территории, определяет особенности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях такого режима, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц. Однако этим законом четко не определен статус юридических лиц зарегистрированных согласно законодательству Украины на временно оккупированной территории Украины.
Для ведения бизнеса актуальным есть вопрос относительно того, как быть в сложившейся ситуации и законодательством какой страны следует руководствоваться при ведении хозяйственной деятельности.
До разрешения конфликтной ситуации субъекты хозяйствования, исходя из своих потребностей, экономических связей и иных факторов, влияющих конкретно на их хозяйственную деятельность должны для себя решить в правовом поле какого государства им целесообразно осуществлять свою деятельность.
Так, субъекты хозяйствования, которые преимущественно имеют контрагентов и/или ведут свою деятельность вне Крыма, могут перерегистрировать свое местонахождение на материковую часть Украины. Приказом Министерства юстиции № 525/5 “О проведении регистрационных действий по изменению местонахождения юридических лиц и места жительства физических лиц-предпринимателей” определено, что субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы на территории Автономной Республики Крым и города Севастополь, для изменения своего местонахождения могут обратиться к любому государственному регистратору Украины. Однако при проведении такой процедуры можно столкнуться с отдельными проблемами, в частности из-за того, что архивы регистрационной службы в Крыму так и не были переданы на материковую часть Украины, в связи с чем их придется восстанавливать.
Субъекты хозяйствования, которые владеют активами на оккупированной территории, в том числе недвижимостью, или чей бизнес непосредственно связан с территорией Крымского полуострова, скорее всего, будут вынуждены пройти процедуру внесения таких субъектов хозяйствования в реестр юридических лиц Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации определены особенности перерегистрации для этих субъектов хозяйствования.
В соответствии со статьей 1 и статьей 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года №124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», юридические лица, которые были зарегистрированы на территории Республики Крым и города Севастополя до принятия их в состав Российской Федерации, могут привести свои учредительные документы в соответствие с Законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок с 1 июля 2014 года до 1 января 2015 года.
Внесение таких сведений будет осуществляться по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 1 Федерального закона №124-ФЗ.
Юридические лица, которые обратились с таким заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Все вышеуказанные юридические лица, которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следует также обратить внимание, что действующее законодательство Украины не предусматривает возможности внесения изменений в реестр относительно юридического лица в связи с внесением такого юридического лица в реестр юридических лиц Российской Федерации, как и не предусматривает процедуру исключения из ЕГР такого юридического лица в связи с такими обстоятельствами. Не исключено, что такие юридического лица будут фактически существовать в двух юрисдикциях одновременно со всеми вытекающими из этого последствиями.
Владислав Золкин, юрист ЮФ «Центр правового консалтинга»