Тяжелый срок. Проблему применения сроков обращения в суд при обжаловании налоговых уведомлений- решений возможно решить путем внесением соответствующих изменений в налоговое законодательство - сpk.ua
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев

Тяжелый срок. Проблему применения сроков обращения в суд при обжаловании налоговых уведомлений- решений возможно решить путем внесением соответствующих изменений в налоговое законодательство

Артур НОНКО    Специально для «Юридической практики»

Последнее время в юридических изданиях довольно часто публикуются аналитические статьи, авторы которых пытаются дать ответ на вполне актуальный вопрос, какие же все-таки сроки обращения в суд следует применять при обжаловании налогоплательщиками налоговых уведомлений-решений.
На мой взгляд, существование разных концептуальных подходов в применении этих сроков вызвано не столько теоретическими проблемами юридической науки, например, смешением таких понятий, как «срок давности» и «процессуальный срок», а, прежде всего, неточностью формулировок отдельных положений Налогового кодекса (НК) Украины и несогласованностью их между собой, а также с Кодексом административного судопроизводства (КАС) Украины.
Некорректная формулировка
В частности, если говорить о сроках давности, установленных статьей 102 НК Украины, то неужели является корректной формулировка положения пункта 102.1 статьи 102 НК Украины согласно которой, если на протяжении срока давности (1095 дней) контролирующий орган не определяет сумму денежного обязательства, плательщик налогов считается свободным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления-решения не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.
Такое ограничение права налогоплательщиков на обжалование в суде решений контролирующих органов согласно периодов, по которым истекли сроки давности, противоречит части первой статьи 55 и статьи 64 Конституции Украины. В частности, согласно с Решением Конституционного Суда Украины от 25 декабря 1997 года № 9-зп «Дело по конституционному обращению граждан относительно официального толкования статей 55, 64 и 124 Конституции Украины» отказ суда в принятии исковых или иных заявлений, жалоб, оформленных в соответствии с действующим законодательством, является нарушением права на судебную защиту, которое согласно со статьей 64 Конституции Украины не может быть ограничено.
Если же на практике применить эту норму НК Украины, то это приведет к возникновению «патовой» для налогоплательщика ситуации, в том случае, если контролирующий орган по только ему понятным причинам, игнорируя сроки, установленные пунктом 102.1 статьи 102 НК Украины, например, определит денежные обязательства за период, по которому истекли сроки давности, и соответственно направит налогоплательщику налоговое уведомление-решение. А дальше, если буквально применять это положение НК Украины, все просто, административная и судебная процедуры обжалования не возможны, налоговое обязательство считается согласованным, возникает налоговый долг, налоговый залог и прочее. И кто же послушает налогоплательщика, который будет, ссылаясь на пункт 102.1 статьи 102 НК Украины, рассказывать, что его следует считать свободным от начисленного денежного обязательства? Вопрос — риторический.
Соответственно истечение сроков давности, установленных статьей 102 НК Украины, должно освобождать налогоплательщиков от налогового бремени или обязанности подать декларацию, но никак не может ограничивать их право на оспаривание решений контролирующих органов, которые злоупотребляя своими правами и, не принимая во внимание истечение таких сроков, выносят решения, например, начисляя налогоплательщику денежные обязательства.
Как все указанное выше соотносится с содержанием пунктов 56.18 и 56.19 статьи 56 НК Украины и какое отношение имеет к срокам обращения налогоплательщиками в суд?
Наверное, ни у кого из специалистов не вызывает сомнений содержание пункта 56.19 статьи 56 НК Украины и соответственно то, что в нем, не взирая на наличие соответствующих сроков содержащихся в статье 99 КАС Украины, установлен именно срок на обращение в суд в том случае, когда до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования.
А о каком тогда сроке идет речь в пункте 56.18 статьи 56 НК Украины?
Формулировка пункта 56.18 статьи 56 НК Украины не однозначна и создает предпосылки для разного его толкования в части определения правовой природы сроков, в нем упоминающихся. С одной стороны, существуют основания полагать об установлении сроков обращения в суд, поскольку там буквально и говорится о сроках обращения в суд, с другой, — об упоминании срока давности.
Нужно все учесть
При оценке содержания этой нормы права необходимо учитывать несколько обстоятельств.
Во-первых, структурную, логическую и смысловую взаимосвязь между нормами права в одном нормативном акте. Так, статья 56 НК Украины «Обжалование решений контролирующих органов» содержит полноценные правила, которые следует соблюдать налогоплательщикам при обжаловании решений контролирующих органов в административном или судебном порядке. Как упоминалось выше, бесспорным является то, что пункт 56.19 этой статьи НК Украины устанавливает сроки на обращение налогоплательщиками в суд после осуществления досудебной процедуры урегулирования спора. Тогда не является ли логичным вывод о том, что законодатель, прежде чем определить сроки на обращение в суд при наличии административной процедуры обжалования, определил их в предыдущем пункте (то есть пункте 56.18 статьи 56 НК Украины) для случая, когда такая процедура отсутствовала?
В этом случае, если принять позицию того, что в пункте 56.18 статьи 56 НК Украины все же идет речь о сроках обращения в суд, возникает конфликт интересов между пунктом 56.18 и 56.19 статьи 56 НК Украины, так как при отсутствии процедуры досудебного урегулирования спора срок на обращение в суд равен сроку давности, установленному статьей 102 НК Украины, то есть 1095 дней, а при наличии такой процедуры – всего месячному сроку. Это ущемляет права налогоплательщиков, поэтому, руководствуясь пунктом 56.21 статьи 56 НК Украины, существуют основания полагать, что и при наличии процедуры административного обжалования срок на обращение в суд должен быть 1095 дней.
Во-вторых, определиться с проблемой, о которой упоминалось выше, то есть сроки давности, установленные статьей 102 НК Украины, определяют временные рамки, в пределах которых контролирующие органы имеют право самостоятельно начислять денежные обязательства, если это не сделал налогоплательщик или сделал это не в соответствии с налоговыми правилами, установленными НК Украины, и не ограничивают права налогоплательщиков обращаться в суд за защитой нарушенных прав, или все же после их истечения налогоплательщики лишены права обращаться в суд?
В-третьих, наличие конфликта интересов. Так, если придерживаться того мнения, что этим пунктом установлены именно сроки на обращение в суд, а не упоминаются сроки давности, то это соответствует интересам налогоплательщиков, поскольку срок в 1095 дней больше, нежели месячный срок, установленный частью пятой статьи 99 КАС Украины.
В ином случае, уместным следует считать вывод о том, что пункт 56.18 статьи 56 НК Украины устанавливает не сроки обращения в суд, а содержит упоминание о сроке давности и соответственно устанавливает право налогоплательщика обратиться в суд за защитой своих прав в любой момент после получения решения налогового органа с учетом того, что спор относительно налогового уведомления решения, принятого после истечения сроков давности, определенных статьей 102 НК Украины, не подлежит рассмотрению в суде. При этом следует также согласиться и с тем, что истечение сроков давности, установленных статьей 102 НК Украины, лишает права налогоплательщиков на судебную защиту, в том случае, если контролирующими органами, несмотря на истечение сроков давности, выносится решение об определении денежных обязательств налогоплательщика. Возникает вопрос, а каким образом тогда вообще налогоплательщику защищать свои права?
Обоснованные выводы
Таким образом, принимая во внимание все выше указанное, вполне обоснованными выглядят выводы Высшего административного суда Украины (ВАСУ), изложенные в письмах от 10 февраля 2011 года № 203/11/13-11, от 5 июля 2011 года № 945/11/13-11 и информационном письме от 1 ноября 2011 года № 1935/11/13-11, о том, что пункт 56.18 статьи 56 НК Украины следует истолковывать как содержащий сроки для обращения в суд, равные по продолжительности сроку давности, установленному статьей 102 НК Украины.
Существенны ли риски изменения судебной практики применения сроков на обжаловани  в суде решений налоговых органов исходя из применения толкования, согласно с которым в пункте 56.18 статьи 56 НК Украины упоминаются сроки давности, установленные статьей 102 НК Украины, а не устанавливается срок на обращение в суд, равный сроку давности, – вопрос оценочный. В любом случае, как отметил Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Серков против Украины» № 39766/05 от 2011 года, должны существовать убедительные причины для пересмотра толкований законодательства, выработанных судебной практикой.
Вместе с тем, независимо от того обстоятельства, какой из подходов воспринимается более обоснованным, сложившаяся ситуация с формулировкой части положений статьи 56 НК Украины противоречит общепринятым европейским подходам относительно «качества» норм налогового права, когда «четкость» и «ясность» должны иметь такой уровень изложения в законодательных актах, что интерпретация соответствующих норм ни у государственных органов, ни у налогоплательщиков не должны расходиться (решение ЕСПЧ по делу «Щекин против Украины» № 23759/03 и №37943/06 от 2010 года).
Поэтому без внесения соответствующих изменений в НК Украины проблема применения пунктов 56.18 и 56.19 статьи 56 и пункта 102.1 статьи 102 НК Украины будет возникать постоянно.

НОНКО Артур – к.ю.н., управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга», г.Киев

«Юридическая практика» №13 от 26 марта 2013 года

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2019. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda