Сроки обращения в административный суд с иском о противоправности налоговых уведомлений-решений оставленных (врученных) налогоплательщикам - сpk.ua
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев

Сроки обращения в административный суд с иском о противоправности налоговых уведомлений-решений оставленных (врученных) налогоплательщикам

Артур Нонко — к.ю.н., управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга»

1. Сроки обращения в административный суд с иском о противоправности налоговых уведомлений-решений отправленных (врученных) налогоплательщикам до 30.07.2010 года
Если момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов, приходится на период действия предыдущей редакции КАС Украины (т.е. по 29 июля 2010 включительно), то в таком случае срок обращения в суд должен исчисляться по следующим правилам:
1.1. Срок обращения в административный суд без проведения процедуры административного обжалования налогового уведомления-решения
Если налогоплательщик не начинал процедуру административного обжалования, то 1095 дней — это общий срок для обращения налогоплательщика в административный суд.
Установление именно такого срока для обращения с иском в суд обосновывается следующим.
 Статьей 99 КАС Украины установлено, что для обращения в административный суд по защите прав, свобод и интересов лица устанавливается годичный срок.
Однако частью третьей настоящей статьи КАС Украины также было предусмотрено, что для защиты прав, свобод и интересов лица этим Кодексом и другими законами могут устанавливаться иные сроки для обращения в административный суд.
В частности, такой срок был установлен Законом № 2181. Так, согласно подпункту 5.2.5. пункта 5.2. статьи 5 Закона № 2181 было установлено, что с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде решение контролирующего органа о начислении налогового обязательства в любой момент после получения налогового уведомления. Подпунктом 15.1.1. пункта 15.1. статьи 15 Закона № 2181 установлено, что сроки давности составляют 1095 дней.
Таким образом, при определении сроков обращения в административный суд применялись сроки, установленные в соответствии с подпунктом 5.2.5. пункта 5.2. статьи 5 и подпунктом 15.1.1. пункта 15.1. статьи 15 Закона № 2181.
1.2. Срок обращения в административный суд после окончания процедуры административного обжалования налогового уведомления-решения
Если налогоплательщик начинал процедуру административного обжалования налогового уведомления-решения, то сроки для обращения в суд составляют 1095 дней и исчисляются со дня получения налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
Частью четвертой статьи 99 КАС Украины установлено, что если законом установлена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, то исчисление срока обращения в административный суд начинается со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий.
Для определения срока на обращение в административный суд после завершения процедуры административного обжалования налогового уведомления-решения применялись правила, что и в предыдущем случае, то есть такой срок исчислялся в пределах сроков давности (1095 дней), установленных в соответствии с подпунктом 5.2.5. пункта 5.2. статьи 5 и подпунктом 15.1.1. пункта 15.1. статьи 15 Закона № 2181.
2. Сроки обращения в административный суд с иском о противоправности налоговых уведомлений-решений оправленных (врученных) налогоплательщикам в период с 30.07.2010 года по 31.12.2010 года (включительно)
Если лицо узнало или должно были узнать о нарушении своих прав свобод или интересов после вступления в силу изменений в КАС Украины, внесенных Законом Украины от 07.07.2010 г. № 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей» (т.е. начиная с 30 июля 2010 по 31.12.2010 включительно), то срок обращения в суд должен рассчитываться по следующим правилам:
2.1. Срок обращения в административный суд без проведения процедуры административного обжалования налогового уведомления-решения
Если налогоплательщик не начинал процедуру административного обжалования, то имел применяться месячный срок для обращения в административный суд со дня получения (вручения) налогоплательщиком налогового уведомления-решения.
Вокруг применения этих сроков разворачивались жаркие дискуссии между специалистами. Однако судебная практика в большинстве случаев сложилась единообразно. Кардинальное изменение позиции административных судов в вопросах определения сроков для обращения в суд и неприменении срока в 1095 дней, определенного подпунктом 5.2.5. пункта 5.2. статьи 5 и подпунктом 15.1.1. пункта 15.1. статьи 15 Закона № 2181, повлекло дополнения законодателем статьи 99 КАС Украины частью пятой, согласно которой установлен месячный срок для обращения в административный суд относительно обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств.
Учитывая то обстоятельство, что часть пятая статьи 99 КАС Украины, статьи 5 и 15 Закона Украины № 2181, по сути, определяют сроки обращения в административный суд, однако часть пятая статьи 99 КАС Украины является более поздней по времени принятия по сравнению со статьям 5 и 15 Закона Украины № 2181, следовательно, фактически имеет место прекращение действия положения закона заменой другим положениям закона, поэтому существуют правовые основания для определения именно месячного срока на обжалование налоговых уведомлений-решений, установленного частью пятой статьи 99 КАС Украины.
2.2. Срок обращения в административный суд после окончания процедуры административного обжалования налогового уведомления-решения
Если налогоплательщик начинал процедуру административного обжалования налогового уведомления-решения, то сроки для обращения в суд составляют месячный срок и исчисляются со дня получения налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
В этом случае подлежали применению сроки обращения, предусмотренные частью четвертой статьи 99 КАС Украины, согласно которой было установлено, что если законом предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий.
3. Сроки обращения в административный суд с иском о противоправности налоговых уведомлений-решений оставленных (врученных) налогоплательщикам по 01.01.2011 года
Если лицо узнало или должно были узнать о нарушении своих прав свобод или интересов после вступления ПК Украина (т.е. начиная с 1 января 2011), то срок обращения в суд должен рассчитываться по следующим правилам:
3.1. Срок обращения в административный суд без проведения процедуры административного обжалования налогового уведомления-решения
Если налогоплательщик не начинал процедуру административного обжалования, то 1095 дней — это общий срок для обращения налогоплательщиком в административный суд.
Установление именно такого срока для обращения с иском в суд обосновывается следующим.
Частью пятой статьи 99 КАС Украины установлено, что для обращения в административный суд относительно обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок.
Однако частью третьей статьи 99 КАС установлено, что для защиты прав, свобод и интересов лица этим Кодексом и другими законами могут устанавливаться иные сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Согласно абзацу 1 пункта 56.18. статьи 56 НК Украины налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения с учетом сроков давности, который согласно пункту 102.1. статьи 102 НК Украины составляет 1095 дней.
Применение таких общеправовых методов сравнения нормативно-правовых актов, как время принятия, юридическая сила, всеобщность и специальность норм и т.д., на наш взгляд, дает основания утверждать, что срок обращения в административный суд в этом случае должна составлять именно 1095 дней со дня получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения, и соответственно при определении этого срока следует руководствоваться не частью пятой статьи 99 КАС Украины, а частью третьей статьи 99 КАС Украины и абзацем 1 пункта 56.18. статьи 56 ПК Украины.
3.2. Срок обращения в административный суд после окончания процедуры административного обжалования налогового уведомления-решения
Если налогоплательщик начинал процедуру административного обжалования налогового уведомления-решения, то сроки для обращения в суд составляют 1095 дней и исчисляются со дня получения налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
Установление именно такого срока для обращения с иском в суд обосновывается следующим.
Частью четвертой статьи 99 КАС Украины установлено, что если законом предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий. В абзаце 4 пункта 56.18. статьи 56 НК Украины указано, что процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.
Аналогичную норму содержит и НК Украины, в частности, пунктом 56.19. статьи 56 НК Украины определено, что в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 статьи 56 НК Украины.
Однако согласно абзацу 1 пункта 56.18. статьи 56 НК Украины налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения с учетом сроков давности, который согласно пункту 102.1. статьи 102 НК Украины составляет 1095 дней.
Абзацем 2 пункта 56.18. статьи 56 НК Украины определено, что в случае если налогоплательщиком до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически прошел с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким плательщиком налогов окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
Таким образом, по сути, существует правовая коллизия, когда установлены правила относительно сроков, которые противоречат друг другу. В частности, имеем такие сроки судебного обжалования:
— Месячный срок, исчисляемый со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения субъекта властных полномочий, т.е. в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 статьи 56 НК Украины, — согласно части четвертой статьи 99 КАС Украины и пункта 56.19. статьи 56 НК Украины;
— 1095 дней, которые исчисляются со дня получения налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы, — в соответствии с частью третьей статьи 99 КАС Украины и абзацев 1 и 2 пункта 56.18. статьи 56 НК Украины.
Учитывая пункт 56.21. статьи 56 НК Украине согласно которому, в случае если норма НК Украины или другого нормативно-правового акта, изданного на основании НК Украины, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика, существуют правовые основания для применения в этом случае административными судами части третьей статьи 99 КАС Украины и абзацев 1 и 2 пункта 56.18. статьи 56 НК Украины, то есть сроков обжалования, составляющих 1095 дней, которые исчисляются со дня получения налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.

ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2019. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda