Как оформить трудовые отношения студии дизайна с персоналом?
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев

Работы, связанные с договорами о предоставлении дизайнерских услуг, выполняются архитектурными (дизайнерскими) бюро, которые часто на основе трудовых или гражданско-правовых договоров взаимодействуют с третьими лицами — непосредственными исполнителями всей работы или отдельных её частей.

И заказчик, и бюро заинтересованы в том, чтобы регулирование исключительных прав, особенно в части перехода от бюро к заказчику, осуществлялось надлежащим образом.

Для осуществления такого перехода бюро само должно быть наделено соответствующим объемом прав. В связи с этим трудовые отношения между бюро и его сотрудниками должны регулироваться с учетом этих особенностей. Кроме того, в основном договоре о предоставлении дизайнерских услуг следует четко определить процедуру и условия привлечения субподрядчиков на основе договоров гражданско-правового характера. 


⇒Юридические услуги для дизайнерских студий и архитектурных бюро 


Проблемы, связанные с переходом исключительных прав на объект интеллектуальной собственности могут возникать как непосредственно при сдаче работ, так и спустя некоторое время. Причинами возникновения таких проблем могут быть как недостатки основного договора о предоставлении дизайнерских услуг, так и отсутствие правильного регулирования трудовых отношений в этой сфере.


⇒больше об услуге Комплаенс процедуры и трудовые правоотношения


Также очень часто в сфере таких отношений стороны заинтересованы в соблюдении конфиденциальности. Сегодня предусматривать положения о конфиденциальности  — стандартная практика не только в процессе заключения договоров, связанных с интеллектуальной собственностью, но и при заключении практически всех гражданских и хозяйственных договоров. Но при этом, практика регулирования трудовых правоотношений в Украине, к сожалению, основывается на законодательстве советской Украины, а именно — Кодексе законов о труде 1971 года. Данный нормативно-правовой акт не содержит четких положений, которые бы регулировали соблюдение конфиденциальности сотрудниками. Кроме того, в Украине до сих пор существует практика принятия на работу на основании приказа директора либо шаблонного трудового договора. Такие отношения крайне редко предусматривают положения о конфиденциальности.

В случае нарушения конфиденциальности заказчик может обратиться за возмещением причиненных убытков к бюро, согласно договору, и тот будет вынужден возместить  такие убытки в независимости от того, кто именно из его сотрудников виновен в этом.

Именно в таких случаях могут возникнуть ситуации, когда интересы архитектурного (дизайнерского) бюро, как исполнителя, могут быть нарушены:

  • во-первых, возмещение убытков по основному договору в случае нарушения конфиденциальности возлагается на архитектурное бюро в независимости от того, кто именно из сотрудников совершил правонарушение;
  • во-вторых, если трудовые или гражданско-правовые (субподрядные) отношения оформлены без учета положений о конфиденциальности, возместить убытки бюро в порядке регресса может быть крайне сложно;
  • в-третьих, нарушение конфиденциальности может принести значительный вред деловой репутации бюро.

Также стоит заметить, что при заключении существенных сделок на предоставление дизайнерских услуг, заказчик может быть принципиален по вопросам исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальности и попросту отказаться от заключения договора из-за некорректной регулировки данных вопросов в трудовых отношениях бюро.

В зависимости от предоставляемых услуг существует несколько вариантов обеспечения регулирования перехода исключительных прав и конфиденциальности в сфере архитектуры и дизайна:

  • заключение трудовых договоров с указанием отдельных положений о конфиденциальности и правовом характере исключительных прав на объект интеллектуальной собственности;
  • изготовление специальных должностных инструкций, которые бы содержали детализированные положения о переходе исключительных прав на конкретные объекты интеллектуальной собственности, по конкретному договору, а также детальные положения о конфиденциальности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны и другие варианты оформление правоотношений.

Оформление юридически правильных отношений с сотрудниками важно не только для правового обеспечения интересов бюро, но и для превентивного информирования сотрудников. Подписав договор или ознакомившись с инструкцией, которая предусматривает штрафные санкции, сотрудник будет более внимательно относится к исполнению своих трудовых обязанностей.

Следует обратить внимание, что в связи со спецификой правового института интеллектуальной собственности, а также все еще не стабильной судебной практикой в Украине в этой сфере, очень важным является юридически правильное оформление таких договоров. Необходимо с ответственностью подойти к подбору формулировок, четко прописать права, обязанности, а также ограничения в деятельности сотрудников как в договорах, так и других внутренних документах бюро. Незначительная, на первый взгляд, формулировка может впоследствии привести к серьезным проблемам.


Дмитрий Варик, ЮФ «Центр правового консалтинга»


Юридический консалтинг по вопросам подготовки договоров



ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2019. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda