Что такое дискриминационные условия в тендерных процедурах?
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев
дискриминационные условия

К сожалению, условия дискриминации в тендерной документации встречаются все чаще и чаще. Вместе с тем, наличие таких условий, в свою очередь, является основанием для обжалования тендерной документации.

Поэтому в этой статье мы хотим обратить внимание читателя на то, какие квалификационные критерии вправе устанавливать заказчик и какие дискриминационные требования, зачастую, встречаются в процедурах закупки.

Так, согласно действующему законодательству в сфере закупок предусмотрены три квалификационных критерия, a именно:

— наличие оборудования и материально-технической базы;

— наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

— наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

Этот перечень является исчерпывающим, поэтому заказчик не имеет права устанавливать любые иные критерии, кроме указанных выше.

И так, давайте рассмотрим каждое квалификационное требование отдельно.

По первому критерию. В случае установления указанного требования заказчик чаще всего злоупотребляет следующими условиями: условиями относительно месторасположения помещений (складских или производственных) или наличия необходимого оборудования.

Так, например, при проведении закупки работ по ремонту автодорог заказчик требует, чтобы участник имел в собственности или на праве аренды завод на конкретной территории (например, Николаевская обл.) или приобретал необходимые материалы у производителей, которые также расположены на конкретной территории (в той же Николаевской обл.). Однако такое требование согласно позиции АМКУ является дискриминационным, так как у участника могут быть арендованы мощности на заводе или такой участник приобретает соответствующие смеси у производителя, который находится в прилегающей области, но поблизости к дороге, ремонт которой необходимо провести.

В случае возникновения такой ситуации участнику необходимо подать соответствующую жалобу в АМКУ. Согласно практике рассмотрения таких жалоб АМКУ, как правило, удовлетворяет их, ссылаясь на недоказуемость заказчиком необходимости установления именно таких требований.

Также бывают ситуации, когда заказчик в тендерном предложении указывает, что участник должен иметь технику исключительно на праве собственности или аренды. Но у участника могут быть договора с третьими лицами на предоставление услуг (выполнение работ), на основании которых участник фактически будет привлекать необходимую технику. И в связи с этим вышеупомянутые требования заказчика также являются дискриминационными условиями, и при их наличии участнику необходимо обжаловать такие условия в АМКУ и требовать внести соответствующие изменения в документацию по тендеру.

По второму критерию. Устанавливая такое требование при осуществлении процедуры закупки, зачастую, заказчик прописывает необходимость предоставить, например, юридические услуги, а работники фирмы, которая будет предоставлять такие услуги, должны иметь опыт работы на должности юристов не меньше трех лет непосредственно именно в юридической фирме.

Однако такое требование может быть рассмотрено, как дискриминационное, так как опыт в сфере права можно приобрести не только в юридической фирме, но и осуществляя деятельность, например, как самозанятое лицо – адвокат.

Таким образом, при наличии таких дискриминационных требований участнику необходимо обратиться с жалобой в АМКУ с соответствующими требованиями

По третьему критерию. Присутствие дискриминационных условий при установлении данного критерия является, наверное, самым распространённым.

В случае установления указанного критерия чаще всего дискриминационным условием является условие, по которому требуется предоставить информацию о выполнении аналогичных договоров, к примеру, на протяжении пяти лет и на суму не менее пяти миллионов гривен. И снова же подобное требование является дискриминацией по отношению к другим участникам по той простой причине, что у участника может быть опыт выполнения такого договора, но на меньшую суму. И, что самое главное, АМКУ при рассмотрении жалобы принимает указанные доводы и удовлетворяет жалобу.

Согласно вышеизложенному, в случае наличия дискриминационных требований в тендерной документации, мы рекомендуем участникам, которые выявили такие условия и считают, что их права нарушены, непременно обращаться с соответствующими жалобами в AМКУ, а при необходимости — и в суд.

Подготовить обоснованную жалобу и отстоять Ваши законные интересы и защитить нарушение права помогут юристы ЮФ «Центр правового консалтинга», которые быстро, профессионально и грамотно проконсультируют Вас и подготовят обоснованную жалобу.


Андрей Кравченко, старший юрист ЮФ «Центр правового консалтинга»


Сопровождение в тендерных процедурах



ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2019. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda