Співвідношення адміністративного персоналу та юристів у юридичних фірмах
“Юридична практика” №43 від 26 жовтня 2010 року
Юридическую фирму без административного персонала представить сложно. Самые экономные и немногочисленные фирмы «расщедриваются» как минимум на одного секретаря (иногда даже присваивая ему оправданный статус офис-менеджера, поскольку других сотрудников, ответственных за функционирование офиса, попросту нет).
Мы же решили остановиться на нескольких вопросах: соотношение административного и юридического персонала сейчас, до кризиса, на Украине и за рубежом. Вопрос оптимального соотношения важен для руководителей компании.
Партнер консалтинговой компании Legal Marketing Solutions Татьяна Бенько разное соотношение административного персонала и юристов в юрфирмах связывает с тем, что юридический рынок на Украине достаточно неоднороден как по весовой, так и возрастной категории компаний.
Управляющий партнер адвокатского объединения «Сергей Козьяков и Партнеры» Сергей Козьяков рассказал о своем исследовании данного вопроса. В частности, в молодых и не очень юридических фирмах г. Киева чаще всего встречается соотношение: на двух юристов — один представитель административного персонала. Однако есть и своеобразные «рекордсмены»: в международной юридической фирме соотношение административного и юридического персонала — 1:3, в национальной — 1:1.
Роль административного персонала неоднозначна с точки зрения финансовой эффективности. С одной стороны, юристам удобно и выгодно, когда с них сняты административные обязанности. С другой стороны, следует отдавать себе отчет в том, что деньги зарабатываются в юрфирмах именно юристами, а административный персонал, при всем уважении к нему, является своеобразным иждивенцем по отношению к юристам.
В чью пользу счет?
«В адвокатской фирме ENGARDE соотношение административного персонала и юристов составляет 25 % и 75 % соответственно. Данные 25 % включают в себя такие административные позиции, как водитель, секретарь, бухгалтер, биллинг-менеджер, офис-менеджер, специалист по информационным технологиям и менеджер по связям с общественностью», — комментирует управляющий партнер ENGARDE Ирина Назарова.
Елена Малеваная, исполнительный директор международной юридической фирмы Integrites, отмечает следующее: «На данный момент соотношение неюридического и юридического персонала в Integrites балансирует на уровне 40:60 %».
Инна Телегина, специалист по персоналу юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры», рассказывает, что в настоящее время в компании работает 63 юриста и 52 сотрудника административного департамента.
Андрей Олефиренко, управляющий партнер юридической фирмы «Центр правового консалтинга», рассказывает, что доля административного персонала (к которому относятся заместитель директора по кадровым вопросам, секретари, переводчик и PR-менеджер) в штате компании составляет около 10—15 %, что, по его мнению, является оптимальным показателем и позволяет организовать эффективную работу компании.
«Традиционно юные игроки рынка и фирмы, избравшие для себя формат и стратегию бутиковости (до 15 юристов), не стремятся активно наращивать backoffice и сохраняют соотношение административного и юридического персонала в пользу последнего, — отмечает г-жа Бенько, — в таких фирмах в среднем на 5—7 юристов приходится один административный помощник (как правило, секретарь приемной, референт и офис-менеджер в одном лице), при этом другие административные функции (IТ, финансы, маркетинг) отданы на аутсорсинг».
Говоря о крупных юридических фирмах, г-жа Бенько обращает внимание на то, что роль административного персонала в них более структурирована, и в данный момент их backoffice составляет до 30—45 % от общего штата сотрудников. В целом, резюмирует г-жа Бенько, если сравнивать первую «двадцатку» юридических фирм на Украине и крупные юридические фирмы за рубежом, то в нашей стране соотношение административного персонала к юридическому отличается в большую сторону, к примеру, от 1:1,2 до 1:1,8 на Украине и от 1:2 до 1:4 в Европе и США. Таким образом, на Украине 10 административных сотрудников приходится в среднем на 12—18 юристов, в то время как на Западе эти 10 админпомощников работают с 20—40 юристами.
Последствия кризиса
Наши респонденты-представители юрфирм признаются, что соотношение юристов и админперсонала в кризисное время не изменилось. Естественно, это не значит, что админперсонал не увольняли, но в целом пропорции сохранялись.
Соотношение административного персонала и юристов в ENGARDE до финансового кризиса и в данный момент осталось неизменным. Г-жа Назарова объясняет это тем, что компания следует принципам работы в стиле «японского минимализма в менеджменте», в связи с этим в компании стремились к уменьшению количества административных позиций еще до наступления финансового кризиса в стране.
«В сложный экономический период организационная структура ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» не изменилась, — отмечает г-жа Телегина, — вакансии в административных подразделениях продолжают открываться по мере роста и развития практик».
Об этом же говорит и г-н Олефиренко, по его словам, количество административного персонала компании за последнее время только увеличилось, и это связано с увеличением PR-активности компании, а также качественным ростом компании в целом.
Однако Татьяна Бенько говорит о другом: «Кризис, безусловно, внес свои коррективы в структурирование персонала юридических фирм. Наиболее показательной в этой связи является динамика изменений в соотношении юридического и административного персонала, которую продемонстрировали лидеры рынка. Если в лучшие докризисные времена такие фирмы могли себе позволить содержать штат в 100 сотрудников в соотношении 50:50, то сегодня эти показатели изменились — 60:40 и 65:35 в пользу юридического персонала. На Западе же трансформации еще более кардинальные — волна тотальных сокращений, в первую очередь, отразилась на уменьшении количества административного персонала».
Марина Бахолдіна, “Юридична практика”