Провідні юристи в податковій сфері закликають владу не ставити фіскальну реформу з ніг на голову і не руйнувати “спрощенку”
Стаття подається мовою оригіналу
Во внесенном Кабмином на прошлой неделе в парламент “компромиссном” варианте налоговой реформы, подготовленном после того, как Президент выступил медиатором в драчке авторских коллективов двух ее предыдущих проектов, мало дела, но много политики и PR.
К такому выводу пришли ведущие юристы в налоговой сфере, комментируя перелицованный законопроект Минфина (см. также стр.8, 9). Вместе с тем они убеждены, что налоговую реформу необходимо продолжать. Как отметил Валентин Гвоздий, управляющий партнер юридической фирмы GOLaw, таковы требования кредиторов Украины и позиция парламента, представляющего избирателей.
Другой вопрос, что, по мнению адвоката Александра Минина, старшего партнера ООО “ВТС Консалтинг”, при проведении реформы не учитываются мнения самих налогоплательщиков. Да и Конституция Украины не предусматривает проведение референдумов. Хотя, например, в Грузии установление новых видов налогов возможно только после всенародного опроса.
Услышать украинский бизнес, который уже грозит налоговыми майданами, сейчас важно потому, что налоговая реформа уничтожает упрощенную систему налогообложения. Действительно, по словам Данилы Гетманцева, почетного президента юридической компании Jurimex, крупный бизнес использует “упрощенку” для минимизации налогов, но это только часть правды.
Из той же серии, говорит Артур Нонко, управляющий партнер юридической фирмы “Центр правового консалтинга”, небесспорные утверждения Минфина о том, что в структуре сбора налогов доля “единщиков” составляет всего 2%. 7 млрд грн. поступлений единого налога из 400 млрд грн. общей налоговой корзины — действительно мало.
Если не знать, что более 1,2 млн физ- и юрлиц, работающих на упрощенной системе налогообложения, уплачивают единого налога в 1,5 раза больше, чем НДФЛ 14 млн украинцев.
По словам г-на Нонко, безосновательны и надежды Минфина на то, что введение запрета юрлицам работать на упрощенной системе налогообложения будет способствовать приросту поступлений от налога на прибыль. Лишенные всяких стимулов юрлица (работающих на “упрощенке” — более 150 тыс.) будут показывать сплошные убытки.
Вполне возможен вариант, когда и физлица вынуждены будут отказываться от “упрощенки” и убегать в тень. Ведь в законопроекте Минфина, возможно, из-за спешки или же намеренно, содержится норма, согласно которой предприниматель в 2016 г. должен будет уплатить 20% налога на доходы и 20% ЕСВ от дохода.
По сути, вводится двойное налогообложение. Но и это еще не все: для всех физлиц-“единоналожников” станет обязательным применение РРО (правда, государство вроде бы обязуется за свой счет закупить кассовые аппараты).
Управляющий партнер Международного правового центра EUCON, президент Ассоциации налоговых советников Ярослав Романчук привел три причины, которые, на его взгляд, позволяют утверждать, что ожидаемую налоговую реформу общество не получило.
Во-первых, это отсутствие политической воли как у Президента, так и у исполнительной и законодательной ветвей власти. Во-вторых, популизм политиков и экспертной среды. В-третьих, нежелание государства сокращать затратную часть бюджета. ,
Редактор: Вачаев Олег Павлович