Как правильно обжаловать результаты торгов/тендеров?
Центр правового консалтинга
Open/Close Menu Юридическая фирма ЦПК Киев
оскарження тендер

Обжалование результатов торгов, неправомерных действий и бездействия заказчиков – распространенная процедура при проведении публичных торгов. Это вызвано тем, что заказчики часто устанавливают дискриминационные условия в тендерной документации, устанавливают квалификационные критерии, которые нарушают права участников тендера, и тому подобное.

Поэтому, с целью защиты своих прав, участники тендера вынуждены оспаривать такие незаконные действия заказчиков и результаты самих торгов.

Согласно действующему законодательству органом, в который подаются жалобы в процедуре закупки, является Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

Итак, участник торгов, который считает, что его права нарушены при проведении тендера, подает соответствующую жалобу в АМКУ.

С принятием нового закона, регулирующего правоотношения в сфере публичных закупок, процедура обжалования стала полностью электронной. Поэтому жалоба подается исключительно в электронной форме через электронную систему закупок, а приложения (материалы, подтверждающие нарушение) к ней прикрепляются в «pdf» формате.

Поданная жалоба публикуется в сети Интернет на веб-портале уполномоченного органа и вносится в соответствующий реестр. Таким образом, каждый человек, имеющий доступ к Интернету, может ознакомиться с жалобой.

В тот же день жалоба со всеми приложениями направляется (автоматически) в АМКУ и заказчику.

Законодательством установлены определенные требования к жалобе, в частности, перечень информации, которая обязательно должна быть в ней изложена. Кроме того, например, на электронной платформе PROZORRO имеющиеся типичные жалобы по более распространенным нарушением, образцами которых может воспользоваться участник тендера.

За подачу жалобы устанавливается соответствующая плата, которая составляет:

  • 5000,00 гривен – за жалобу, которая подается при закупке товаров/услуг;
  • 15000,00 гривен – за жалобу, которая подается при закупке работ.

Кроме того, законодательно установленны сроки, в течение которых участник торгов может подать жалобу. Также, для обращения с жалобой в зависимости от того, на какой стадии тендерной процедуры происходит обжалование, установлены разные сроки.

Так, например, жалоба на неправомерные действия, совершенные до направления участником своего предложения, подается за четыре дня до установленной даты для представления предложений по тендеру.

Жалобы на бездействие и/или незаконные действия заказчика, которые представлены уже после рассмотрения предложений, подаются в пятидневный срок со дня опубликования на веб-ресурсе в сети Интернет протокола по рассмотрению предложений участников тендера.

Если установленный срок был пропущен, то жалоба не принимается.

Стоит также обратить внимание, что жалобы по заключенным договорам по результатам тендера рассматриваются только в судебном порядке.

Антимонопольный комитет Украины после подачи жалобы принимает одно из следующих решений:

  • о рассмотрении жалобы;
  • об отказе в рассмотрении жалобы.

Если АМКУ примет решение о рассмотрении жалобы, то он обязан рассмотреть ее в течение пятнадцати дней (рабочих).

Заказчик и жалобщик также могут принять участие в заседании, на котором будет рассматриваться жалоба. О времени, месте и дате рассмотрения дела АМКУ сообщает в решении о рассмотрении жалобы.

Необходимо подчеркнуть, что при принятии жалобы процедура закупки останавливается.

Также пока идет процедура обжалования, категорически запрещено заключать договор о закупке.

Решение АМКУ относительно исхода рассмотрения жалобы вступает в законную силу со дня его принятия и является обязательным для выполнения заказчиком.

Однако, решение АМКУ можно обжаловать путем подачи искового заявления в суд в течение тридцати дней со дня его опубликования в электронной системе закупок.

Учитывая вышесказанное, следует, что действующим законодательством четко прописана процедура обжалования. На первый взгляд все выглядит просто.

Однако, на самом деле, при обжаловании следует учитывать некоторые особенности. При этом каждую ситуацию необходимо рассматривать индивидуально и очень тщательно, так как требования антимонопольного законодательства очень специфичны, и обоснованно доказать нарушение своих прав и интересов не просто.


Андрей Кравченко, ЮФ “Центр правового консалтинга”


Юридический консалтинг по вопросам сопровождения в тендерных процедурах



ООО "Центр правового консалтинга". ® ЦПК. 2005-2019. Все исключительные права на весь материал, размещенный на сайте, принадлежат ООО " Центр правового консалтинга ". Размещение материалов сайта на других площадках допускается исключительно при указании прямой видимой ссылки на первоисточник.

Pacta Sunt Servanda