Пишіть листи. Контролерам повернули можливість маніпулювати роз’ясненнями
“Ділова столиця” №42/492 від 18 жовтня 2010 року.
Стаття надається мовою оригіналу
Правительство вернуло ГНАУГ Гостаможслужбе и государственным фондам соцстраха право оформлять свои разъяснения письмами. Чиновники уверяют, что тем самым дали возможность налогоплательщикам получать толкование законов в индивидуальном порядке. Правоведы побаиваются, что реанимация упрощенного порядка предоставления разъяснений увеличит количество судебных разбирательств предприятий и контролеров.
На минувшей неделе Кабмин отменил постановление своих предшественников №86 от 27 января 2010 г. «О предоставлении налоговых и других разъяснений». Согласно документу любые разъяснения норм действующего законодательства должны были закрепляться отдельным приказом. Правительство намеревалось пресечь факты превышения контролирующими органами своих полномочий. Ведь приказы в отличие от писем перед юстированием проходят проверку на соответствие действующему законодательству. Главным аргументом отмены действовавшего порядка стало его несоответствие Закону «О порядке погашения задолженности налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». В соответствии с ним налоговыми разъяснениями являются любые ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц. «Чтобы изменить эту норму, необходимо вносить изменения в закон, а не проводить их через постановление КМУ. Так что ГНАУ небезосновательно не признавала законности 86-го постановления», — говорит «ДС» управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга» Артур Нонко. Теперь же контролеры могут вернуться к ранее используемой практике разъяснительной работы. Разъяснения, адресованные всем налогоплательщикам, ГНАУ оформляла приказами. Если речь шла об ответе на конкретный вопрос предприятия, то ограничивалась письмами. Разные заместители главы налоговой или руководство в разных регионах могли издавать противоположные по смыслу разъяснения. Согласно законодательству налогоплательщик, используя такие разъяснения в своей работе, не может быть привлечен к ответственности только на основании того, что в дальнейшем это разъяснение было отменено или признано незаконным. Поэтому были случаи, когда предприниматели «заказывали» у налоговиков разъяснения для собственных нужд, должным образом «аргументировав» это чиновникам.
«Большое количество писем инспекций разных уровней, полученных как индивидуальные разъяснения, использовался налоговиками и плательщиками по своему усмотрению, что приводило к многочисленным судебным разбирательствам. Умный налоговик, как умный налогоплательщик, всегда мог найти среди 5,5 тыс. писем изданных за десять лет, нужную трактовку законодательства, чтобы обосновать свои действия», – говорит старший консультант налогово-юридического отдела фирмы Deloitte Виталий Шеремета.
После введения требования оформлять разъяснения исключительно приказами фискалы фактически прекратили индивидуальное общение с налогоплательщиками и сосредоточились на обобщающих разъяснениях. Если с 2001 по2009 гг. ГНАУ издала таких обобщающих разъяснений всего 23, только в текущем году — 14. Тем самым отдельные компании ли лишились хорошей возможности получать от фискалов «охранные грамоты», чтобы уменьшить налоги. Теперь же эта практика снова будет реанимирована.
Олексій Набожняк